История возникновения и современное состояние административной ответственности по законодательству субъектов Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности субъектов Российской Федерации связана с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Основной закон относит административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[11]. Конституция предоставила субъектам Российской Федерации право осуществления собственного правового регулирования вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно с 1993 года субъектами Российской Федерации стала организовываться собственная власть и, соответственно, стало разрабатываться собственное законодательство, относительно каждого субъекта (края, области) Российской Федерации. Но в то время, административная ответственность регулировалась, в основном, общим законодательством страны, хотя субъектами Российской Федерации издавались внутренние нормативные акты, но регулирование административных правонарушений они не предусматривали.

До 1 июля 2002 г. административная ответственность регулировалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.1, федеральными законами, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами. Характеризуя ныне существующую правовую основу административной ответственности, следует отметить, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях, а также, принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Казалось, что с принятием нового Кодекса будет достигнута столь необходимая стабильность правового регулирования в сфере установления административной ответственности. Однако, еще до вступления настоящего кодекса в действие, готовились проекты законов об изменениях и дополнениях. И в последующем, в федеральное и региональное административно-деликтное законодательство постоянно вносились и вносятся дополнения и изменения.

В настоящее время, Федеративное устройство Российского государства предусматривает двухуровневую систему законодательства. Первый уровень образует федеральное законодательство, второй – региональное законодательство. Такое построение правовой системы, как отмечает российский специалист в области государственного управления – Сергун П. П. обусловлено принципом федерализма, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации получают большую свободу и самостоятельность в вопросах собственного правового регулирования. Деятельность субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов позволяет им осуществлять правовое регулирование общественных отношений, учитывая региональные природные, экономические, национальные особенности, а также, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений федерального законодательства[12]. Соответственно, региональное законодательство предусматривает и те аспекты, которые регулируют административные правоотношения, относительно того или иного субъекта нашей страны. Так, на современном этапе, административная ответственность может регулироваться не только федеральным, но и региональным законодательством в нашей стране. Отметим, что, в настоящее время, законодательство субъектов Российской Федерации, не противоречит основному законодательству страны, что обеспечивает единство административного правового регулирования.

Законодательная деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности включает: принятие, изменение, дополнение, приостановление и отмену законов об административных правонарушениях. Их еще называют административно-деликтные законы (законы, содержащие нормы административно-деликтного права). Деликт – административное правонарушение, проступок. Отсюда деятельность субъектов Российской Федерации по принятию законов об административных правонарушениях является административно- деликтной законодательной деятельностью. Как указывает В. В. Игнатенко, административно-деликтное законотворчество является самостоятельным видом законотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов[13].

Согласно настоящему законодательству, на федеральном уровне возможно закрепление административной ответственности не только за нарушение федерального законодательства, но и законодательства субъектов Российской Федерации при условии, что оно принято в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[14]. Законодательная деятельность в сфере административных правоотношений, относительно субъектов Российской Федерации, учитывает специфику того или иного субъекта, в области совершения административных правонарушений, а также, экономические, социальные и прочие характеристики субъекта Федерации. Основная задача, которую ставят перед собой законодатели субъекта Федерации, заключается в выявлении потребностей нормативного правового регулирования общественных отношений с целью их упорядочения и охраны от противоправных посягательств.

Так, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность только за нарушение своего законодательства (законодательство субъекта Российской Федерации – это система действующих на территории субъекта Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов). Субъекты Российской Федерации вправе определять подведомственность дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена их законами, определять полномочия должностных лиц уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, правовое регулирование административных правоотношений, на уровне субъектов Российской Федерации, приобрело своё начало в 2002 году, когда был издан Кодекс Российской федерации об административных правоотношениях. Данный нормативно-правовой свод позволил каждому субъекту страны устанавливать свой порядок в области административных правоотношений, издавая свой нормативно правовые акты. В настоящее время, субъекты Российской Федерации имеют возможность устанавливать свои нормы и правила, относительно самих себя, подкрепляя эти нормы и правила, местным законодательством. Это позволяет каждому субъекту нашей страны, разрабатывать, утверждать и принимать законодательство, с учётом специфики административных правоотношений самого субъекта, Что обеспечивает наибольшую эффективность правого регулирования административных правоотношений, относительно самого субъекта, что снижает правовую нагрузку на федеральное законодательство страны.

Далее, рассмотрим основные проблемы в области административных правоотношений субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации