Исполнитель преступления как один из видов соучастников

Для правильного осуществления правосудия и реализации на практики заложенных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством функций, необходимым является умение квалификации преступления.

При уголовно-правовой оценке преступления, совершенного в соучастии, специальным этапом квалификации преступления является определение вида соучастия, т.е. идентификация той преступной роли, которую выполняло соответствующее лицо в процессе совместного преступного поведения

[12, с. 52].

Ст.16 Уголовного кодекса Республики Беларусь различает следующие виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник [24, ст. 16].

Поскольку в рамках данной курсовой работы исполнитель преступления идентифицируется как одна из наиболее главных фигур в соучастии, то будет уместно, на мой взгляд, остановить свое внимание именно на подробном рассмотрении данного вида соучастника.

Действующее уголовное законодательство определяет понятие исполнителя преступления в ч.3 ст.16 Уголовного кодекса Республики Беларусь следующим образом: это лицо, непосредственно совершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, либо совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности или совершивших преступление по неосторожности [24, ст. 16].

Из данного определения, вытекает, что исполнителем лицо признается в следующих случаях:

1. Когда оно непосредственно совершило преступление;

2. Когда оно непосредственно участвовало в совершении преступления совместно с другими лицами;

3. Когда оно совершило преступление посредством использования других лиц.

Анализ действующего уголовного законодательства, правоприменительной практики позволяют обозначить следующие виды исполнителя (исполнительства) преступления.

Первый вид: классический исполнитель преступления. Им следует признавать одно лицо, «непосредственно совершившее преступление», т.е. выполнившее его объективную сторону. В данном случае речь идет об исполнителе в рамках института соучастия. Также классическим исполнителем следует признавать и лицо, причинившее вред единолично, т.е. вне института соучастия. Им может быть признан субъект как умышленного, так и неосторожного преступления. Каких-либо теоретических либо правовых основания, препятствующих признанию таких лиц исполнителями преступления, не усматривается [19, с. 219].

Так классическим исполнителем, совершившим преступление вне института соучастия, является гражданин Л., 06.07.1968 года рождения, 25.07.2012, в период времени с 18 часов до 18 часов 30 минут, будучи в состоянии алкогольного опьянения и находясь в доме по адресу: г. Гродно, ул. Доватора, д.12, принадлежащем гражданке К., а затем во дворе этого же дома, в ходе внезапно возникшей ссоры и на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью лишения жизни гражданки К., стал наносить ей множественные удары руками и обутыми ногами по различным частям тела, в том числе в жизненно важные органы, и всего нанес ей не менее 20 ударов, в результате чего, гражданка К. получила кровоподтеки, ссадины и ушибленные раны на лице, кровоизлияния в мягкие ткани головы, очаговые кровоизлияния под мягкую оболочку головного мозга; кровоподтеки на грудной клетке, переломы 3-12 ребер слева, 5 ребра справа по средне-ключичной линии, кровоизлияние в мягкие ткани в области 11-12 грудных позвонков, разрыв селезенки и кровоизлияние в ее ворота, ссадины и кровоподтеки на верхних и нижних конечностях, т.е. телесные повреждения, относящиеся к категории тяжких. Смерть гражданки К. наступила на месте происшествия через непродолжительное время от травматического шока.

Вопрос об исполнительстве должен решаться в каждом конкретном случае в зависимости от законодательной конструкции того или иного преступления. В тех случаях, когда объективную сторону преступления образуют не только действия (бездействия), но и последствия (материальный состав), важно установить, какова была роль лица, в наступлении таких последствий. Например, при совершении убийства лицо наносит несколько ножевых ранений потерпевшему, от которых тот умирает. В данном случае исполнителем выполняется полностью объективная сторона преступления. Но непосредственным совершением убийства будет и совершение не всех действий, которые повлекли наступление смерти. Например, одно лицо начало наносить удары в жизненно важные органы человека, а другое – продолжило нанесение таких ударов. В этом случае оба лица признаются исполнителями по признаку непосредственного совершения преступления.

Второй разновидностью поведения исполнителя является его непосредственное участие в совершении преступления совместно с другими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Уголовного кодекса Республики Беларусь, соисполнитель – это лицо, непосредственно участвовавшее в совершении преступления совместно с другими лицами (соисполнителями). Законодательный термин «непосредственно» в определении соисполнителя позволяет выделить две его разновидности. Первую из них можно назвать классическим соисполнительством, а его субъектов классическими соисполнителями [18, с. 17].

Например, несовершеннолетний Т., 12.09.1993 г.р. в группе с несовершеннолетним Л. и несовершеннолетним М., имея единый умысел на совершение хищений из автомашин, припаркованных по ул. Легендарная на ст. Буйничи Могилевского района, 02.07.2011 года совершили кражу, а именно примерно в 01:00 будучи в состоянии алкогольного опьянения, проникли в автомашины граждан С., П., А., откуда тайно похитили имущество на общую сумму 673 400 рублей.

Следовательно, группа лиц, а именно граждане Т., Л., и М., являющиеся классическими соисполнителями, совершили совместно объективную сторону преступления.

Классическое соисполнительство с распределением ролей при частичном выполнении объективной стороны характерно для преступлений со сложным составом [3, с. 47].

В качестве примера можно привести следующий состав преступления: 09.02.2012 года в период времени с 14:00 до 15:00 в кв.15 д.3 по ул. Свидинского г.Белоозерск Березовского района Брестской обл., несовершеннолетние К. и М., группой лиц по предварительному сговору, вопреки воли несовершеннолетней Ч., с применением насилия, совершили с ней половое сношение (изнасилование). При этом гражданин К. осуществлял угрозу, а гражданин М. совершал половой акт. Таким образом, оба эти лица лишь частично выполняют объективную сторону преступления.

Специальной разновидностью соисполнительства следует признать его проявление при совершении, так называемых «групповых преступлений». Так уголовная ответственность за кражу, грабеж и разбой, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие соучастники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, лицо не проникало в жилище, но участвовало во взломе дверей, запоров решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозило похищенное, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), содеянное ими является соисполнительством в силу действующего уголовного законодательства Республики Беларусь.

Нетрудно заметить, что в соответствии с данным разъяснением для признания лица соисполнителем хищения имущества совсем не обязательно выполнение им объективной стороны. Главным признаком соисполнительсва для такой группы применительно к хищениям является единство времени и места совершения преступления. При отсутствии этого признака соисполнительство исключается. Например, если один из соучастников дал какие-либо указания или советы по телефону, не находясь непосредственно на месте совершения преступления, то он является лишь пособником, а не соисполнителем хищения в связи с отсутствием этого обязательного признака. Этот признак обязателен и для большинства других преступлений, совершаемых группой лиц по предварительному сговору. Однако для других преступлений он обычно дополняется другими признаками, характеризующими деяние и относящимися к элементам объективной стороны [15, с. 66-67].

Третьим видом исполнителя следует признать посредственного исполнителя преступления. О таком исполнителе следует говорить в случае, когда объективная сторона преступления выполняется непосредственно не самим исполнителем, а посредством умышленного использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности, либо совершивших преступление по неосторожности [18, с. 13].

К таковым лицам судебная практика относит:

1. Лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности;

2. Невменяемое лицо;

3. Лицо, действующее при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность (например, при исполнении обязательного приказа);

4. Лицо, действующее под влиянием обмана, если ошибка была извинительной (например, не является посредником в даче или получении взятки лицо, которое передало должностному лицу пакет с деньгами, не будучи осведомленным о содержании и назначении пакета);

5. Лицо, действующее по неосторожности [3, с. 272].

Таким образом, при посредственном исполнении к уголовной ответственности в качестве исполнителя привлекается лицо, умышленно воспользовавшееся для совершения преступления либо неосторожными действиями лиц, либо действиями лиц, вообще не подлежащих уголовной ответственности.

Следовательно, посредственное исполнение имеет место в следующих случаях:

1. Если общественно опасное деяние выполняется лицом, не обладающим свойствами субъекта преступления (невменяемым или лицом, не достигшим указанного в законе возраста). Здесь привлекается к уголовной ответственности в качестве исполнителя лицо, под влиянием которого душевнобольной или несовершеннолетний, совершил эти действия.

2. Если преступные действия совершены в результате психического принуждения, вызвавшего состояние крайней необходимости. В таком случае как исполнитель преступления привлекается лицо, принудившее другого совершить преступное деяние.

Так, сторож, под угрозой оружия открывший склад и нагрузивший машину материальными ценностями, не несет уголовной ответственности, так как действовал в состоянии крайней необходимости; исполнитель в данном случае – лицо, принудившее его. Принуждение, не вызвавшее состояние крайней необходимости, не исключает соучастия: принуждавший будет отвечать как подстрекатель, а принуждаемый – как исполнитель преступления.

3. Если лицо умышленно использует неосторожное или невиновное поведение других лиц. В этом случае оно является исполнителем преступления, а лицо, действующее по неосторожности, либо вовсе не несет ответственности, либо несет ответственность самостоятельно за неосторожное преступление [13, с. 116-117].

Действия исполнителя квалифицируются по статье Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь без ссылки на ч.3 ст.16 Уголовного кодекса. Такая квалификация прямо вытекает из закона, однако она не позволяет отразить факт совершения преступления совместно с иными видами соучастников, что следует признать недостатком, поскольку реальное положение не находит адекватного юридического отражения, что весьма существенно затрудняет сбор и обработку статистической информации, в том числе и в криминологических целях. Изложенное понимание исполнителя преступления основано на характеристике фактически выполняемых лицом действий.

Между тем уголовному закону известен и иной подход в оценке действий соучастников. Вне зависимости от роли в совершении преступления субъект будет признан исполнителем, если он совершил это преступление в составе организованной группы или преступной организации [20, с. 55].

Так, например, гражданин М. и гражданин Е., являлись руководителями структурных подразделений - организованных групп, входящих в состав преступной организации, которая в период с 2008 г по октябрь 2010 г занималась организацией незаконной миграции граждан Грузии через территорию Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Учитывая тот факт, что все субъекты данного состава преступления действовали в таком структурном подразделении как организованная группа, то все они будут являться согласно действующему уголовному законодательству соисполнителями вне зависимости от роли в совершенном преступлении.

Фигура исполнителя преступления выделяется только применительно к институту соучастия. В тех случаях, когда лицо выполняет объективную сторону состава преступления, действую самостоятельно без участия других лиц, то такое лицо в уголовном праве именуется субъектом преступления.

Однако четкое законодательное разделение понятий «субъект преступления» и «исполнитель преступления» до настоящего времени не проведено. Следствием такого невнимания законодателя к данному вопросу является появление в судебной практике возможности признания соисполнителями преступления лиц, не подлежащих уголовной ответственности, т.е. не являющихся субъектами преступления. Одновременно аналогичным образом признаются соисполнителями преступлений со специальным субъектом лица, хотя и обладающие признаками общего субъекта преступления, но не наделенные признаками специального субъекта преступления. Поэтому стоит обратить внимание еще и на данный пробел в действующем уголовном законодательстве [20, с. 55-56].

Таким образом, действующее уголовное законодательство под исполнителем преступления понимает лицо, непосредственно совершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, либо совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности или совершивших преступление по неосторожности.

Соответственно, представляется возможным выделить следующие виды исполнителей преступления:

1. Классический исполнитель преступления. Им следует признавать одно лицо, «непосредственно совершившее преступление», т.е. выполнившее его объективную сторону. Также классическим исполнителем следует признавать и лицо, причинившее вред единолично, т.е. вне института соучастия.

2. Непосредственное участие в совершении преступления совместно с другими лицами (соисполнительство).

3. Посредственный исполнитель преступления. О таком исполнителе следует говорить в случае, когда объективная сторона преступления выполняется непосредственно не самим исполнителем, а посредством умышленного использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности, либо совершивших преступление по неосторожности.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации