Учебно-методическое обеспечение дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

юридических и социально-политических наук_________

(наименование кафедры)

Института истории, гуманитарного и социального образования______________

(институт/факультет)

___________ В.С. Курчеев

«30» августа 2013 г.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Профиль:

Обществознание и История

Степень выпускника:

Бакалавр

Новосибирск 2013

Мозговая Т.П., ст. преподаватель каф. ЮиСПН

СОСТАВИТЕЛЬ:_________________

(И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры юридических и социально-политических наук

(протокол № 1 от «30 » августа 2013 г.)

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ __ Катионов О.Н._____

(подпись) (Ф.И.О)

Начальник УМУ: _______________ ________ Северина Ю. В._____

(подпись) (Ф.И.О)

Директор библиотеки _________________ ___ Есина Л.Н.___________

(подпись) (Ф.И.О)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью учебной дисциплины «Семейное право» в первую очередь является обучение студентов нормам семейного права, содержащимся в нормативных правовых актах, и их применению в практической деятельности, а также ознакомление с проблемами регулирования семейно-правовых отношений, толкования новых для российского законодательства положений; применения его традиционных норм в новых условиях; формирования нового правосознания в области семейных правоотношений, нового отношения к функциям семьи, возможностям регулирования семейных правоотношений.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности в соответствии ФГОС направления 050100 Педагогическое образование (профиль: обществознание, история):

В области педагогической деятельности:

  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качестваобразования, в том числе с применением информационных технологий;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста,проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональнойкарьеры;

В области научно-исследовательской деятельности:



  • сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальнымпроблемам науки и образования;

Место дисциплины в структуре ООП по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль: обществознание и история). Дисциплина «Семейное право» относится к циклу дисциплин по выбору учебного плана (Б3.В.ДВ.3.51), преподается в 9,10 семестрах, объем учебной нагрузки составляет всего 180 часов, из них — 90 часов аудиторных занятий, 90 часов самостоятельной работы, 5 зачетных единиц. Дисциплина «Семейное право» призвана, во-первых, сформировать базовые представления о ключевых понятиях и институтах семейного права и, во-вторых, обеспечить надлежащую теоретическую подготовку для дальнейшего успешного изучения социально-политических, экономических, правовых и исторических наук.

При изучении дисциплины необходимо стремиться к развитию у студентов абстрактного, аналитического мышления, практических навыков в области профессиональной деятельности, формированию политической и правовой культуры.

Содержание курса «Семейное право» включает: Семейное право в системе права РФ; понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования; субъекты семейного права; основания возникновения и прекращения семейных правоотношений; брачный контракт; личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, между другими членами семьи; алиментные обязательства членов семьи, опека и попечительство; усыновление (удочерение) детей; приемная семья; ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанностей.

Формы контроля.Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа нормативно-правовых актов, решения casestudes, презентации результатов изучения материала.

Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета с оценкой.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 13; ПК-2; ПрК-3(таблица 1).

Таблица 1.

Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ОК – 13- готовность использовать правовые документы в своей деятельности Знать: перечень базовых правовых документов, необходимых в профессиональной деятельности; Уметь: систематизировать правовые документы с учетом их юридической силы и сферы регулирования; Владеть:навыками анализа содержания норм правовых документов и их грамотного применения в своей деятельности.
ПК-2 – способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Знать: закономерности, цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Уметь: формулировать и решать задачивоспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Владеть: технологиями и методами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.
ПрК-7- умение охарактеризовать сложные общественные процессы на доступном для восприятия учащихся уровне; готовность оформлять и презентовать результаты свое текущей и итоговой работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому виду работ Знать: типологию различных общественных процессов, Уметь:анализировать нужную социальную информацию и правильно ее использовать. Владеть: навыками поиска и анализа необходимой социальной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие, предмет, метод и источники семейного права.

Предмет семейного права.Метод семейного права.Принципы и функции семейного права. Источники семейного права. Действие семейного законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц. Взаимодействие семейного законодательства с другими отраслями права. Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах.

Тема 2. Семейные правоотношения.

Понятие, характерные особенности и элементы семейных правоотношений. Виды семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений. Юридические факты в семейном праве. Сроки в семейном праве. Исковая давность. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Меры защиты и ответственность в семейном праве.

Тема 3. Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака.

Понятие и юридические признаки брака. Условия и порядок заключение брака. Основания недействительности брака. Порядок признания брака недействительным.

Тема 4. Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ.

Прекращение брака вследствие смерти одного из супругов или объявления одного из супругов умершим. Прекращение брака путем его расторжения — развода. Расторжение брака в суде. Вопросы, разрешаемые в бракоразводном процессе. Расторжение брака в органах загса по взаимному согласию супругов. Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов. Время прекращения брака при разводе. Правовые последствия прекращения брака.

Тема 5. Личные и имущественные права и обязанности супругов

Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам.

Тема 6. Семейные правоотношения между родителями и детьми

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Осуществление родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав.

Тема 7. Алиментные обязательства членов семьи.

Понятие и особенности алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Соглашение по уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

Тема 8. Формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие и значение усыновления. Порядок и условия усыновления. Отмена усыновления. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления. Права и обязанности опекунов (попечителей) и подопечных. Прекращение опеки и попечительства. Приемная семья.

Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2.

Тематическое планирование

  Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной работы, в часах
Лекции ПЗ ЛЗ СР
1. Предмет, метод, принципы и источники семейного права.    
2. Семейные правоотношения.    
3. Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака.  
Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ.  
Личные и имущественные права и обязанности супругов.  
Семейные правоотношения между родителями и детьми  
7. Алиментные обязательства членов семьи.  
8. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей   8*
  ИТОГО  
  В том числе в интерактивной форме*      

Таблица 3.

Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1. Предмет, метод, принципы и источники семейного права. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
2. Семейные правоотношения. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
3. Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
Личные и имущественные права и обязанности супругов. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
Семейные правоотношения между родителями и детьми 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
7. Алиментные обязательства членов семьи. 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия.
8. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. 3. Подготовка презентации в малы группа по теме занятия. Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия; Представление электронной презентации
Итого

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации