Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Введение

Актуальность темы исследования. Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Безвестное отсутствие – это юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах неодинаковы. Некоторые законодательства принимают во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считается за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достиг этого возраста, он считается умершим.

Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничиваются назначением определенного срока, по истечении которого допускается изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица. Особое значение институт безвестного отсутствия приобретает во время военных действий и природных катаклизмов.

Объектом исследования являются общственные отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Предметом исследования выступают нормы гражданского и гражданско-процессуального права, регулирующие общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Цель данной курсовой работы является рассмотрение вопроса об объявлении граждан умершими.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели мне нужно найти решение для ряда промежуточных задач исследования:

- рассмотреть безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим;

- выявить сущность факта признания гражданина умершим;

- охарактеризовать современный процессуальный порядок объявления лица умершими в российском гражданском судопроизводстве.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

2. Объявление гражданина умершим – судебное признание умершим гражданина, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока.

3. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.

4. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества.

ГЛАВА 1. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в научной литературе и судебной практике. Одни авторы полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими. Это мнение вызывает возражения, так как задачей норм данного института не является регулирование последствий долговременной неизвестности местопребывания лиц.

Другие же авторы считают, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местонахождения. С данным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим необходимо доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не удалось.

Наиболее истинным, по моему мнению, является точка зрения, согласно которой признание граждан безвестно отсутствующими - это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что местонахождение гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.

Некоторые авторы также полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Другая позиция, которая представляется более правильной, основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина. В соответствии со ст.42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего следующие юридические факты:

а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;

б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;

в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица. При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст.42 ГК РФ).

Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо данное лицо или нет, и где оно находится.

Подводя итог всему выше сказанному можно выделить то, что основной целью института безвестного отсутствия является возможность внести определенность в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий, а также позволяет другим участникам правоотношений в полной мере распоряжаться своими личными и имущественными правами.

Как отмечалось выше, главной целью установления факта признания гражданина безвестно отсутствующим является защита его прав и имущества.

Установление факта безвестного отсутствия производится в суде общей юрисдикции, судебный порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст.276 - 280 ГПК РФ.

Суд рассматривает данную категорию дел в порядке особого производства, в открытом судебном заседании, с участием прокурора. Участие прокурора по данной категории дел необходимо для защиты прав отсутствующих граждан, предотвращения необоснованного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Инициатором признания гражданина безвестно отсутствующим является "заинтересованное лицо". К их числу можно отнести супруга, лиц, находящихся на иждивении, кредиторов отсутствующего, налоговые органы и др.

Дела особого производства возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона - ответчик, так как отсутствует гражданско-правовой спор.

Заявление подается в суд по месту жительства заявителя или месту нахождения заинтересованного лица (ст.276 ГПК). В заявлении должна быть четко указана правовая цель признания кого-либо безвестно отсутствующим, а также изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие.

Если заявителем в заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то в соответствии со ст.136 ГПК заявление оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков.

Приняв заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, суд осуществляет определенные действия по подготовке к рассмотрению дела. Судья устанавливает день получения последних сведений об отсутствующем. Для этого он выясняет: кто может сообщить сведения о таком гражданине, а также направляет запросы в организации по последнему месту жительства и месту его работы, ОВД, воинские части.

Необходимые доказательства:

Ø справка о месте жительства гражданина;

Ø доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.);

Ø доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина;

Ø доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина;

Ø доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания и т.д.

Ø доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим, например, если заявление подает супруг, то целью может быть расторжение брака в упрощенном порядке, следовательно, доказательством является наличие свидетельства о браке.

На практике, как правило, суд основывается на данных ОВД, которые осуществляют розыск пропавших граждан. См.: Портянкина С.П. К вопросу о взаимодействии ОВД и суда по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим // Арбитражный процесс. 2008. № 9.С. 11 - 16. В случае если в течение 15 суток после подачи заявления не будет установлено местонахождение гражданина, то начальник органа дознания обязан возбудить уголовное дело по ч.1 ст.105 УК - по факту убийства. Так, например, прокуратурой Октябрьского района г. Кирова было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.105 УК РФ по факту безвестного исчезновения 25 июля 2003 г. гр-ки Н. Одним из оснований к возбуждению уголовного дела по данной статье послужило обнаружение в ходе осмотра места происшествия на обоях квартиры, где проживала пострадавшая, пятен вещества бурого цвета, похожих на кровь.

До тех пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.

В случае, когда имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества безвестно отсутствующего, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением. В этой ситуации орган опеки и попечительства должен принять меры по охране имущества.

Разбирательство дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается вынесением решения.

В решении (резолютивной части) должны быть указаны:

Ø фамилия, имя, отчество гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

Ø последнее известное место жительства;

Ø начало безвестного отсутствия.

Данное решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

В случае установления местонахождения гражданина либо если срок отсутствия сведений о его местопребывании будет менее одного года (в соответствии со ст.42 ГК), суд может отказать в удовлетворении требований о признании безвестного отсутствия.

Вступление решения суда в силу имеет большое значение. С этого момента лицо считается безвестно отсутствующим.

Наши рекомендации