Понятие и классификация объектов правоотношений

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников. Участники правоотношения строят свое поведение в соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности.

Объектом правоотношений выступает поведение людей:

1) в имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ;

2) объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой;

3) субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, а именно то, для чего возникает само правоотношение. В юридической литературе можно найти различные трактовки объекта правоотношения.

Два основных подхода к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регулированию юридическими нормами и только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие;

2) плюралистический. Эта теория считается более реалистичной, ее сторонниками являются большинство ученых. Она разделяет объекты правоотношений:

– на материальные блага. Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

– нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. Нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых отношениях, а также они характерны для процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношений;

– культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

– ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

– поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т. д.

Сегодня в качестве объекта как такового не может выступать человек как таковой. Он может являться только субъектом правоотношений.

Содержание правоотношений

Правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой права, содержанием которого являются субъективные юридические права и обязанности его участников. 1) Признаки правового отношения: 2) правовое отношение является разновидностью общественного отношения; 3) правовое отношение возникает на основе нормы права. Нет соответствующей нормы права — нет и правового отношения; 4) между участниками правового отношения возникает специфическая юридическая связь в виде субъективного права одного лица и соответствующей ему обязанности другого лица; 5) правовое отношение имеет волевой характер, т.е. для его возникновения необходима воля (желание) как минимум одного из участников; 6) правовое отношение возникает по поводу реального блага (материальных или нематериальных ценностей), которое выступает и как предпосылка, и как структурный элемент правоотношения; 7) правовое отношение охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения. Как правило, участники правоотношения добровольно исполняют возложенные на них обязанности. В противном случае управомоченный участник правоотношения вправе обратиться к компетентным органам государства с целью принудить противоположную сторону к исполнению. 8) Многообразие правовых отношений вызывает необходимость классифицировать их по определенным признакам на виды. Это дает возможность полнее определить сущность и назначение правовых отношений. Виды правоотношений: 1) по предмету правового регулирования выделяют правоотношения конституционные, административные, гражданские, трудовые, семейные и т.д.; 2) по функциям права различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые из них возникают из правомерных, а вторые — из неправомерных действий субъектов; 3) по характеру обязанностей различают активные и пассивные правоотношения. В активном правоотношении обязанность субъекта заключается в необходимости совершить определенные действия (передать вещь, выполнить работу), в пассивном — обязанность состоит в том, чтобы воздержаться от действий; 4) по степени определенности субъектов различают абсолютные и относительные правоотношения. В абсолютном правоотношении конкретизирована только одна сторона — носительница субъективного права, а все иные обязаны воздерживаться от нарушения ее прав. В относительном правоотношении управомоченное и обязанное лицо точно определены; 5) по субординации в правовом регулировании различают материально-правовые и процессуально-правовые отношения; 6) по распределению прав и обязанностей между сторонами различают односторонние и двусторонние правоотношения; по волеизъявлению сторон различают договорные(главным образом, в сфере частного права) и управленческие отношения (в публично-правовой сфере).

Наши рекомендации