Организация написания курсовой работы

Аккредитованное образовательное частное

Учреждение высшего образования

«Московский финансово-юридический

университет МФЮА»

Калининградский филиал

Кафедра государственно - правовых и

уголовно-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплинам «Теория государства и права» и

« Уголовное право»

Калининград

Общие положения

1. Курсовая работа в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине. Она предусматривается рабочими учебными планами и выполняется в пределах часов, отводимых на дисциплину в часы самостоятельной работы.

2. Целью курсовой работы является формирование у обучающихся навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного исследования проблем в изучаемой отрасли знаний (планирование и проведение исследования, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление), обоснования выдвигаемых теоретических положений или практических рекомендаций, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами. Выполнение курсовой работы является обязательным.

3. Курсовая работа должна представлять собой теоретическое и практическое исследование одной из актуальных тем; отражать умение студента пользоваться рациональными приемами сбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами; носить самостоятельный творческий характер; соответствовать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; быть правильно оформлена.

4. Курсовые работы сдаются студентами для рецензирования в сроки, установленные кафедрой, но не позднее чем за 1 месяц до начала экзаменационной сессии.

Организация написания курсовой работы

1. Тематика курсовых работ составляется преподавателями кафедры, на которой закреплена дисциплина, обсуждается на заседании кафедры и утверждается начальником кафедры в конце учебного года, предшествующего году, в течение которого должна быть выполнена работа. Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения данной дисциплины и подготовки специалистов по данному профилю, предусмотренным в государственном образовательном стандарте. Она должна быть актуальной, конкретной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, проблематике научных исследований кафедры.

2. Темы курсовых работ доводятся до сведения обучающихся

(приложение 1; 2) и выбор темы определяется в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки. Не допускается разработка одной темы несколькими обучающимися одной группы. Тема курсовой работы должна быть согласована студентом с научным руководителем и закрепляется за ним не позднее месяца с начала семестра.

В исключительных случаях, если направление трудовой (служебной) деятельности студента связано с выполнением гражданско-правовых или административно-правовых функций или он ранее выполнял научную работу по данному профилю, то по его заявлению, начальник кафедры, может изменить тему курсовой работы, которая должна соответствовать задачам изучения дисциплины, современному состоянию и перспективам развития науки, проблематике научных исследований кафедры и роду профессиональной деятельности обучающегося (приложение 3).

3. Руководителями курсовых работ являются, как правило, преподаватели, ведущие данную дисциплину. В случае необходимости заведующий кафедрой может назначить руководителем курсовой работы и иных преподавателей кафедры.

К руководству курсовыми работами могут привлекаться высококвалифицированные специалисты других учебных, научных и профессиональных учреждений. Тема работы и руководитель закрепляются за студентами на заседании кафедры, как правило, в начале учебного семестра.

4. Работа студента над темой состоит из трёх этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.

На подготовительном этапе обучающийся:

§ определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;

§ осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, разработка программы и инструментария социологического исследования) и определяет её объём;

Подбор литературы, нормативного и практического материалов и иных источников, необходимых для раскрытия темы, осуществляется студентом самостоятельно. Количество нормативных правовых актов должно быть не менее 10, литературы – не менее 20.

§ систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования; § составляет план курсовой работы.

На рабочем этапе обучающийся:

§ пишет черновой вариант работы и высказывает своё мнение по рассматриваемым вопросам;

§ работает над выводами по параграфам и главам;

§ оформляет научно-справочный аппарат работы (ссылки, список литературы). По тексту работы должно быть приведено не менее 15 сносок на использованные в работе источники литературы.

Не допускается цитирование из нормативных правовых актов, комментариев к ним, из правоприменительных актов, а также учебных, научных источников, из сети Интернет без ссылки на источник. В случае обнаружения списанных фрагментов, т.е. таких, на источник которых отсутствует сноска, независимо от их объема, преподаватель может либо не допустить работу к защите, либо поставить неудовлетворительную оценку.

На заключительном этапе обучающийся:

§ исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя; § пишет окончательный вариант работы с учётом требований научного оформления;

§ представляет работу научному руководителю на рецензию; § сдаёт курсовую работу на защиту.

5. Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

• титульный лист (приложение 4);

• план (приложение 5);

• введение;

• основная часть (главы и параграфы);

• заключение;

• список используемых источников и литературы;  приложения.

Во введении указываются актуальность темы, цель и задачи работы, определяются круг основных рассматриваемых вопросов; характеризуется её структура; даётся краткий обзор литературы и эмпирических данных (объем введения не должен превышать 2-3 страниц).

Основной текст разбивается на главы и параграфы, которые должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав. Каждая глава заканчивается выводами, к которым пришел автор курсовой работы. Курсовая работа не может быть представлена одной главой, а глава одним параграфом.

Работа должна носить не только описательный характер, но и содержать самостоятельный анализ нормативных правовых актов и литературы по теме (например, сопоставление различных точек зрения). На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и литературы студент формулирует собственную точку зрения на проблему и аргументирует ее, либо присоединяется к одной из существующих точек зрения, также желательно оценить эффективность действующих правовых норм и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы (объем заключения 1- 2 страницы).

Наши рекомендации