Задача3.порядок изменения КРФ

Задача1.ирак.2003

а) учредительная (заключается в установлении государственного строя и правовой системы, определении основных участников общественных отношений и их правовые состояния, признании базовых правовых ценностей.),

б) правовая (заключается в регулировании и правовой охране базовых длящихся и постоянно развивающихся общественных отношений),

в) социально-политическая (К. закрепляет общегуманитарные принципы построения общества, учитывает интересы различных социальных сил),

г) аксеологическая, идеологическая (заключается в закреплении на самом высшем правовом уровне основных общественных ценностей, оказывающих воздействие общественное и индивидуальное сознание и определяющих правовую культуру в обществе).Однако при принятии новой конституции важно говорить не только о ее функциях, но и о ее традициях сложившихся в обществе и государстве. Из фабулы задачи следует, что Ирак встал перед проблемой принятия новой конституции взамен старой. Поэтому сложилось несколько точек зрения по поводу содержания конституции. Одна группа высказывается за создание конституции полностью на демократических принципах и нормах по общепризнанным стандартам, чтобы не позволить больше определенной политической партии установить свою ведущую роль, однако они не учитывают специфику исламского государства. Им справедливо возражает вторая группа, которая указывает на то, что ислам должен играть ведущую роль, потому что именно по законам ислама данное государство живет уже много веков. Ислам для мусульман является не просто религией, а образом жизни, который включает в себя постулаты справедливой жизни и воспитывает в человеке настоящую личность. Третья группа стоит на позиции того, что принимать новую конституцию является лишним шагом, потому что в Коран уже провозгласил не только моральные нормы и правила для личной, семейной и социальной жизни, но и ряд гражданских, коммерческих, уголовных, конституционных и международных законов и принципов юридического поведения.

На мой взгляд, следует принять такую конст, которая включила в себя как исламские, так и демократические принципы.

При создании окончательного варианта Конституции Ирака нцжно найти компромисс между первой и второй группой, иначе основной закон государства будет отвергнут иракским обществом, или же иракское государство вновь станет подчиняться определенной политической партии.

Задача2.прокурор ЛО

Вопрос о свойствах устава (конституции) как правового акта, его месте в правовой системе России ставился перед КС РФ в 2003 году.

В своем Постановлении от 18.07.03 № 13-П КС указал ряд особенностей устава (конституции). Во-первых, устав (конституция) находится в особой правовой связи с Конституцией РФ, поэтому он не может считаться разновидностью НПА, контроль за законностью которых не может осуществляться в порядке конституционного или административного производства. Во-вторых, об особом характере устава свидетельствует особый порядок принятия: в ряде субъектов Российской Федерации конституции принимаются на референдуме или специально создаваемым для этой цели органом, если же конституция или устав принимаются законодательным органом субъекта РФ, то они считаются принятыми, когда за них проголосовало квалифицированное большинство депутатов. В-третьих, усложненным по сравнению с обычными законами является и порядок внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, чем обеспечивается, в частности, их повышенная стабильность по сравнению с текущим законодательством. В-четвертых, как следует из ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (статья 27), субъекты РФ могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим конституциям (уставам). В-пятых, особый характер конституции (устава) выражается в том, что дела о проверке их на соответствие Конституции РФ производится исключительно в пленарных заседаниях КС. В-шестых, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, будучи учредительными по своему характеру, определяют организацию субъектов Российской Федерации и образуют основу законодательства и иного правотворчества по вопросам их исключительного ведения. В-седьмых, конституция (устав) субъекта Российской Федерации - акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта Российской Федерации, и такой силой обладает любое его положение.

Исходя из этого, и форма для этого правового акта предусматривается особая. Сохранение устава в форме закона субъекта, может привести к тому, что он будет иметь формально равную юридическую силу с другими законами субъекта. Устав может изменяться в общем порядке, предусмотренном для всех законов субъекта. Устав мог быть принят обычным большинством голосов, что также не соответствует его природе. Устав в форме закона субъекта должен проверяться на конституционность в КС в порядке, не предусмотренном для устава, а в предусмотренном для обычных законов субъекта. Соответственно, протест прокурора следует удовлетворить и принять устав в нужной особой правовой форме.

Задача5.майами

По критерию соответствия конституционным отношениям различают реальные конституции, адекватно отражающие конституционную действительность, когда развивающие в обществе отношения соответствуют формальным конституционным предписаниям (например, Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации); фиктивные конституции, предписания которых не выражены в общественных отношениях, а фактическая организация государственной власти и состояние дел в области обеспечения прав личности не имеют ничего общего с декларированными в основном законе принципами и нормами (например, Конституция Ирака); и переходные конституции это те конституции, часть принципов и норм которых по фактическим или формальным причинам не материализованы в общественных отношения (например, Конституция Российской Федерации 1993 года и все предшествующие ей российские и советские конституции).

Задача3.порядок изменения КРФ

1)Пересмотр означает принятие новой Конституции РФ: речь идет о коренной переработке ее текста, подготовке нового проекта. Необходимость пересмотра возникает в случае концептуальных изменений основных устоев государственной и общественной жизни — в связи с изменением положений глав 1 , 2 и 9 . Поправки же допускаются к гл. 3–8 Конституции РФ в форме принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ и последующего внесения этой поправки в ее текст. Круг субъектов, наделенных правом выступать с предложением о поправках и пересмотре положений Конституции РФ - Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Процедура пересмотра Конституции РФ особенно усложнена. Внесенное предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только после этого созывается специальный орган — Конституционное Собрание. Оно может подтвердить неизменность действующей Конституции РФ. Если Конституционное Собрание все же разрабатывает проект новой Конституции, его принятие может быть осуществлено двумя способами: самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или путем всенародного голосования. При этом требуется, чтобы за новую Конституцию проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины всех зарегистрированных избирателей (ст. 135 Конституции РФ). Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Поправки в Конституцию РФ оформляются специальным правовым актом, имеющим особый статус и отличающимся как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. По особой упрощенной процедуре вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ. Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российской Федерации соответствующего нового субъекта Российской Федерации, образовании в ее составе нового субъекта либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137). Для включения в Конституцию РФ лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятия федерального конституционного закона не требуется. В настоящее время новое наименование субъекта Российской Федерации включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции РФ в соответствие с решением субъекта Российской Федерации.

2) По порядку принятия выделяются октроированные, т.е. дарованные народу королем, верховным правителем, и демократические, принятые народом на референдуме либо специально созванным учредительным органом. Конституция Российской Федерации относится к категории демократических конституций, поскольку принята на всенародном референдуме. Возможность принятия новой Конституции также связана с необходимостью проведения референдума либо созыва учредительного органа (Конституционного Собрания).

3) Мне кажется более обоснованной ученых – юристов, которые настаивали на том, что текст Конституции должен изменяться в особом порядке. Современная Конституция отличается особой стабильностью именно благодаря особому порядку ее изменения и дополнения. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Поэтому, в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции. Опт прошлых конституций показал как можно нарушить стабильность конституции и привести к тому, что в прежнюю конституцию РФ было внесено за короткий период около 350 поправок. Стабильность конституции – это ее неотъемлемое свойство, которое надо укреплять.

Задача4.Ениклеева

1) Юридические свойства Конституции- это верховенство и прямое действие. Верховенство означает расположение Конституции вне, за рамками системы, иерархии законов и нормативных актов. Конституция является не законом, а нормативным актом особого рода, отличающимся исключительностью и особыми свойствами. Прямое действие означает применение в условиях отсутствия конкретизирующих норм. В постановлении Конституционного суда РФ от 16 июня 1998 года № 19-П было разъяснено о компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в отношении признания актов, перечисленных в статье 125 Конституции РФ (федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации), не соответствующими Конституции РФ. Это компетенция только Конституционного суда РФ, если суд общей юрисдикции или арбитражный суд пришел к выводу о несоответствии, то он должен подать запрос о проверке на конституционность в Конституционный суд РФ. Если Конституционный суд тоже пришел к выводу о неконституционности запроса, то тогда Конституция РФ применяется напрямую. Таким образом, Конституционный суд разъяснил некоторые положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"

2) Особый порядок охраны конституции является механизмом, гарантирующим ее верховенство и высшую юридическую силу. Специфика охраны конституции характеризуется дополнительными правовыми средствами и государственными институтами ее защиты.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации (статья 80) и уполномочен принимать меры по ее защите, которые, в частности, выражаются в возможности отмены актов Правительства Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации, использование право вето для блокировки возможности принятия неконституционных законов и т.д.

Важным институтом в механизме охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий официальное толкование Конституции и нормоконтроль для обеспечения незыблемости конституционного содержания путем нейтрализации противоречащих Основному закону правовых норм.

Закрепление механизмов особой охраны Конституции не исключает, а дополняет существующие средства обеспечения правопорядка, которые также используются для установления конституционного порядка.

Наши рекомендации