Основные принципы права на квалифицированную юридическую помощь.

Ч.1 статьи 48 КРФ гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Данное право, в силу ч.3 ст. 56 КРФ, не может быть ограничено.

Основные принципы права:

1)принцип законности;

2) принцип равноправия сторон;

3) принцип состязательности.

4) принцип обеспечения реализации и защиты прав, свобод и ЗИ;

5)принципы объективности, беспристрастности и своевременности оказания помощи;

6) обеспечение конфиденциальности при оказании квалифицированной помощи;

7) принцип доступности правосудия.

Основными элементами механизма реализации права на квалифицированную юридическую помощь являются:

- право лица на добровольное исполнение требования государственных органов;

- право лица на самостоятельное разрешение возникшей конфликтной ситуации посредством проведения примирительных процедур;

- право лица на обращение с заявлениями и жалобами на действия должностных лиц, осуществляющих властно-распорядительную либо административную деятельность, к вышестоящим должностным лицам;

- право на обращение в суд за судебной защитой;

- право лица на обжалование состоявшихся судебных решений.

Список элементов права на квалифицированную юридическую помощь, приведенных выше, не является исчерпывающим, возможно его дополнение и внесение новых элементов.

Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.
В настоящее время критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи недостаточно определены в законе, что создает проблемы на практике. В различных государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие определенного юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз.

Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования.

33. ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ.

В России законодательное закрепление оказание бесплатной юридической помощи получило с принятием Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Данный Закон стал основой для практической реализации бесплатной юридической помощи, в том числе на безвозмездной основе. Особую роль в оказании помощи на началах pro bono стали играть юридические клиники и центры. Однако Закон до конца не разрешил проблемы качества оказания безвозмездных юридических услуг.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить два направления оказания бесплатной юридической помощи:

- государственная бесплатная юридическая помощь, то есть помощь, финансируемая государством.

- безвозмездная юридическая помощь (pro bono).

Основные принципы оказания государственной бесплатной юридической помощи и pro bono:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Виды государственной бесплатной юридической помощи и pro bono:

1) правовое консультирование в устной и письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участники бесплатной юридической помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро;

5) адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь в порядке, установленном действующим законодательством.

Участниками pro bono являются:

1) юридические клиники:

- студенческие консультативные бюро;

- студенческие юридические бюро;

- другие;

2) негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Для обеспечения развития качественной системы бесплатной юридической помощи, как финансируемой государством, так и в рамках pro bono необходимо совершенствование законодательной базы, регламентирующей порядок ее оказания. Следует создать такую организацию ее деятельности, которая могла бы сочетать в себе контроль за оказанием качественных юридических услуг, оказываемых бесплатно, и независимость ее участников от давления со стороны государственных и негосударственных структур.

Стандарт качества оказания юридической помощи прежде всего должен найти четкое законодательное закрепление. В Законе о бесплатной юридической помощи следует прежде всего закрепить четкие определения государственной бесплатной юридической помощи и негосударственной бесплатной юридической помощи (pro bono), которые позволяли бы разграничить эти два направления деятельности.

Необходимо закрепить систему контроля за качеством оказания негосударственной бесплатной юридической помощи, а также ответственность лиц, которые ее оказывают.

На законодательном уровне не урегулирован порядок оказания бесплатной юридической помощи на безвозмездной основе отдельными юристами. Это приводит к тому, что часто бесплатную юридическую помощь используют как рекламу для привлечения клиентов (особенно юридические фирмы). Следует законодательно ограничить возможность организаций, которые не занимаются оказанием бесплатных юридических услуг, называть таковой свою деятельность.

Наши рекомендации