Тема №2.Уголовно-процессуальный закон

(2 часа)

Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Система источников уголовно-процессуального права.

2. Структура и содержание УПК РФ.

3. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции.

4. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права.

6. Роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в регламентации производства по уголовным делам.

Темы докладов и рефератов:

1. Значение решений Конституционного Суда РФ для правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности.

2. Роль решений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в системе регулирования уголовного судопроизводства.

3. Значение решений Европейского Суда по правам человека для уголовного судопроизводства.

Форма занятия – «дискуссия».

Цель введения активных/интерактивных методов – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности, умение обосновывать свою позицию.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и систему уголовно-процессуального законодательства, значение каждого из источников уголовно-процессуального права, существующие в юридической литературе точки зрения о содержании системы источников уголовно-процессуального права.

Форма /технология проведения занятия – дискуссия.

Студентам предлагается ответить на вопросы: «Что следует относить к источникам уголовно-процессуального права? Какими критериями при этом необходимо руководствоваться».

Преподаватель управляет дискуссией, его задача помочь аудитории разобраться в том, что юристу нужны сведения о системе уголовно-процессуального законодательства, а также помочь разобраться в том, что же следует относить к источникам уголовно-процессуального права.

Для того чтобы помочь студентам в ответ на заданный вопрос, можно предложить им назвать источники уголовно-процессуального права и проанализировать существующие в литературе точки зрения по поводу отнесения к их числу тех или иных нормативно-правовых актов.

После обсуждения названных обстоятельств, нужно обсудить по каким признакам необходимо выделять источники уголовно-процессуального права и , основываясь на них, определить круг источников, давая характеристику каждому их названных источников.

Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый обучаемый должен охарактеризовать систему уголовно-процессуального законодательства, ее отличительные черты, круг нормативно-правовых актов, ее составляющих, с проведением анализа конкретных уголовно-процессуальных норм. Также в ходе обсуждения студенты должны ссылаться на законодательство (Конституцию РФ,УПК РФ) и высказываемые в юридической литературе мнения по этому поводу. После того как все ответы записаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам дискуссии должны остаться только те отличия, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия - большая часть аудитории.

Форма представления студентами конечного результата: общее заключение.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.*

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (Глава 1).*

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143.

Постановление Пленума верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 2.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. С.

Научно-практический комментарий к УПК РФ/ под общей ред. Лебедева В.М.; науч. Ред. В.П. Божьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.*

Наши рекомендации