Организация надзора в сфере нормотворчества

Приказом Г-енерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека гражданина» в целях недопущения принятия представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и иному федеральному законодательству, прокурору предписано непосредственно участвовать в правотворчестве, в том числе посредством подготовки заключений по законопроектам, проектам нормативных правовых актов, имеющим принципиальное значение.

Особое внимание требуется уделять защите закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокурорам следует принимать активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов с составлением заключений, содержащих их правовой анализ, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам.

В случаях отклонения замечаний на проекты законов прокуроры направляют информацию высшему должностному лицу для использования ими права отклонить законы.

Приказ предписывает организовать изучение нормативных правовых актов в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения отражать в заключении о соответствии акта Конституции РФ и федеральному законодательству, которые утверждаются прокурорами соответствующего уровня.

Прокуроры обращают внимание субъектов нормотворчества на юридическое качество внесенного проекта юридического предписания, помогают им в определении своей позиции при его обсуждении и принятии.

Тщательное изучение в органах прокуратуры проектов правовых актов оценка их с точки зрения соответствия установлениям более высокой юридической силы и подготовка мотивированных заключений зачастую предупреждают принятие нормативных положений, противоречащие действующему законодательству.

С учетом объема работы в пределах установленной численности могут быть созданы в прокуратурах субъектов РФ подразделения по работе с законопроектами.

В Генеральной прокуратуре РФ главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, управление Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, отделы по надзору за соблюдение федерального законодательства в субъекте, конкретные помощники в городах районах обеспечивают этот участок работы, проверяя правовые акты в соответствие их законам.

Источниками информации для организации проверок служат средства массовой информации; материалы проверок; результаты обобщений прокурорской и следственной практики, заявления граждан.

Во всех случаях выявления незаконных правовых актов органов законодательной власти субъектов РФ прокурором следует изучить вопрос, какие меры по предупреждению принятия таких актов предпринимались. При необходимости могут быть истребованы связанные с этим материалы и получены письменные объяснения.

Прокурору следует реагировать на все факты принятия в регионах законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов, представлений. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд.

В течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводить сверки действующих нормативных правовых актов в органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством; использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; обеспечить деловое сотрудничество с территориальными контролирующими органами и средствами массовой информации.

Наши рекомендации