Финансовое и кадровое обеспечение государственного земельного надзора

В финансовое и кадровое обеспечение государственного земельного надзора включаются:

- сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного земельного контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций);

- данные о штатной численности государственных инспекторов по использованию и охране земель и об укомплектованности штатной численности;

- сведения о квалификации государственных инспекторов по использованию и охране земель, о мероприятиях по повышению их квалификации;

- данные о средней нагрузке на 1 государственного инспектора по использованию и охране земель по фактически выполненному в отчетный период объему функций по государственному земельному контролю;

- численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по государственному земельному контролю.

В центральном аппарате Росреестра РФ полномочиями по государственному земельному надзору наделены 19 работников.

Полномочия по осуществлению государственного земельного надзора также реализуются территориальными органами Росреестра РФ в рамках полномочий, определенных в Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 № 395.

Во всех территориальных органах Росреестра РФ созданы специализированные отделы, осуществляющие полномочия по государственному земельному надзору.

Штатная численность государственных служащих территориальных органов Росреестра РФ, осуществляющих функции по государственному земельному надзору и одновременно по должности являющихся государственными инспекторами по использованию и охране земель, по состоянию на 01.01.2015 составляет 4365 единиц (на 01.01.2014 – 4534 единицы). Вакантными являются 134 единицы.

Из 4365 единиц государственных инспекторов по использованию и охране земель 2565 являются главными государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместителями, главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместителями, главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель и их заместителями (далее – главные инспекторы (их заместители).

При этом главные инспекторы (их заместители) не проводят проверки соблюдения земельного законодательства, а осуществляют общее руководство деятельностью сотрудников Росреестра РФ, а также рассматривают дела об административных правонарушениях.

В настоящее время государственные инспекторы по использованию и охране земель помимо функций государственного земельного надзора также выполняют иные функции, возложенные на Росреестр РФ, связанные с государственной регистрацией прав, ведением государственного кадастра недвижимости, оценкой объектов недвижимости, делопроизводством, информированием граждан и т.д. Особенно остро данный вопрос стоит в межрайонных территориальных отделах, имеющих удаленные рабочие места в городах и районах, где зачастую работают по 1 – 2 сотрудника, выполняющих функции Росреестра РФ в полном объеме.

Росреестром РФ проводится работа по освобождению государственных инспекторов по использованию и охране земель от исполнения иных функций, возложенных на Росреестр РФ.

В 2013 году одним государственным инспектором по использованию и охране земель (без учета главных инспекторов и их заместителей) проводилось в среднем 3 проверки в неделю, что превышает показатель, предусмотренный приказом Росреестра РФ от 06.07.2010 № П/344 «О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению функции по государственному земельному контролю» (2 проверки в неделю).

В Росреестре РФ около 97% от общей численности государственных инспекторов по использованию и охране земель имеют высшее образование.

В соответствии с индивидуальными планами профессионального развития государственного гражданского служащего государственные инспекторы по использованию и охране земель повышают свою квалификацию в различных учебных заведениях, в том числе в филиалах ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства при Президенте Российской Федерации», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии», ФГОУ ВПО Государственном университете по землеустройству. Кроме того, в целях обмена положительным опытом территориальными органами проводятся обучающие семинары по вопросам осуществления государственного земельного надзора. Государственные инспекторы по использованию и охране земель занимаются самоподготовкой в целях повышения своих профессиональных знаний.

Наши рекомендации