Основания прекращения права собственности. Возникновение права собственности при производных способах его приобретения

Возникновение права собственности при производных способах его приобретения.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица

Таким образом, производные способы приобретения права собственности характеризуются наличием волеизъявления (соглашения) отчуждателя и приобретателя. К таким способам относится:

  • приобретение по договору, когда есть правопреемство;
  • реорганизация, в процессе которой право собственности на имущество возникает у вновь образованного юридического лица.
  • получение имущества в порядке наследования, в результате которого право собственности переходит к наследнику;
  • разгосударствление и приватизация государственного имущества.

Основания прекращения права собственности.

I. Отчуждение собственником своего имущества другим лицам: различные сделки по отчуждению своего имущества, совершаемые собственником (купля-продажа, дарение, аренда с последующим выкупом и т.д.).

II. Использование собственником своего имущества по назначению и, вследствие этого, уничтожение его: использование продуктов питания, топлива. Возможно уничтожение вещей другими лицами, например, санитарно-эпидемиологической службой. Уничтожение вещи может произойти случайно, помимо воли субъекта. С другой стороны,нельзя сознательно уничтожать застрахованное имущество.

III. Добровольный отказ собственника от своего имущества: публичное объявление об этом, либо совершение фактических действий, свидетельствующих об отказе собственника от прав на имущество (выброшенные вещи).

Основаниями прекращения права собственности помимо воли собственникаявляются:

реквизиция –принудительное изъятие имущества у собственника в интересах общества,но с обязательной выплатой компенсации;

конфискация– санкция (форма ответственности) за совершение преступления или иного правонарушения в судебном порядке.

Вопрос№2. Право собственности юридических лиц: объекты, основания возникновения и прекращения.

Институт права собственности включает в себя не только гражданско-правовые нормы. Он охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность материальных благ конкретным лицам. "К ним, следовательно, относятся не только соответствующие нормы гражданского права, но и определенные предписания конституционного и административно-правового характера, и даже некоторые уголовно-правовые правила, устанавливающие принадлежность" [1; c. 122].

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте -- совокупности правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещного права.

Право собственности в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором, однако, преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы. Они в совокупности охватываются понятием права собственности как гражданско-правового института, входящего в общую, единую систему гражданско-правовых норм.

В субъективном смысле право собственности, как и всякое субъективное право, есть возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю -- собственнику, и только ему определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство.

В п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) [2] правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для белорусского гражданского права "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе (т. е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, уничтожение и т. д.) [3; c.219].

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. Теоретические попытки дополнить эту "триаду" другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными. При более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т. е. формами осуществления субъективного права собственности.

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т. е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

В соответствии с законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Теперь более конкретно коснемся права собственности юридических лиц.

Юридические лица являются одним из важнейших звеньев хозяйственной системы нашего государства. В целях выполнения функций, возлагаемых на них, они могут иметь в собственности различное имущество. Это вытекает из анализа признаков юридического лица. Как известно, таковыми являются наличие в собственности юридического лица, его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, гарантированной юридическому лицу возможности от своего имени приобретать и осуществлять как имущественные, так и неимущественные права, а также возможности нести имущественную ответственность по своим обязательствам. Обособление имущества обеспечивается его учетом на самостоятельном балансе юридического лица.

Субъектами права собственности выступают только негосударственные юридические лица, образованные группами других лиц: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества); производственные и потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Эти юридические лица являются единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им участниками в качестве вкладов (исключение составляет имущество, передаваемое юридическим лицам только в пользование, а не в собственность) (ст. 44 ГК). Никакой общей или коллективной собственности участников (учредителей) на имущество юридического лица не возникает. Учитывая это существенное обстоятельство, следует признать сомнительными взгляды на собственность юридических лиц как общую долевую собственность [5; c.368], а также классификации форм собственности с выделением коллективной собственности юридических лиц [6; c.65].

Такие позиции, ставящие под сомнение право юридических лиц иметь в собственности имущество, лишают смысла существование и самого юридического лица как субъекта самостоятельной имущественной ответственности [7; с.516].

Стоит отметить, что законодательством могут устанавливаться ограничения по объектам, которые не могут находиться в собственности этих юридических лиц (ст. 214 ГК). Например, в Законе Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства" [8] есть перечень объектов, которые могут находиться только в собственности государства, и соответственно не могут быть в собственности юридических лиц.

Управление объектами права собственности осуществляется юридическими лицами самостоятельно, через их органы в соответствии с их компетенцией. Причем это управление осуществляется в рамках устава юридического лица и действующего законодательства.

Как правовой институт (право собственности в объективном смысле) право собственности юридических лиц представляет собой совокупность правовых норм, установленных или санкционированных государством, направленных на закрепление имущества за юридическими лицами или их объединениями, определяющих правомочия (владение, пользование и распоряжение) собственника имущества и обеспечивающих защиту прав и законных интересов юридического лица как собственника имущества.

1.2 Содержание права собственности юридических лиц

Как субъект права собственности юридическое лицо наделено субъективным правом собственности. Содержание субъективного права собственности юридического лица составляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (ст. 210 ГК). Рамки осуществления юридическим лицом субъективного права собственности определяются его уставом и законодательством. Осуществление правомочий возлагается на органы юридического лица, определяемые его уставом. Объем их полномочий по распоряжению имуществом определяется законодательством и уставом в соответствии с целью деятельности юридического лица.

Самым главным элементом содержания права собственности является распоряжение имуществом. Юридическое лицо в определенной степени является независимым. Юридическое лицо вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие права и защищаемые законом интересы других лиц.

"Распоряжение имуществом юридические лица осуществляют как путем внутреннего распределения (например, между структурными единицами) и использования, так и различными гражданско-правовыми способами (заключение гражданско-правовых сделок). Юридические лица вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, в том числе передавая свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему)" [7; с.518].

Право собственности возникает, как и любое другое гражданское правоотношение, на основании норм права и при наличии определенных юридических фактов - оснований (способов) приобретения этого права. Урегулированные главой 14 ГК общие основания приобретения права собственности применимы в равной степени и к юридическим лицам. Однако право собственности у юридических лиц может возникать и при наличии специальных оснований.

Изначально право собственности юридического лица возникает в силу добровольного наделения его имуществом теми лицами, которые создают его - учредителями. Это происходит в результате отказа учредителей от своего права собственности на имущество, которое передается в собственность создаваемому юридическому лицу.

Специфическим основанием возникновения права собственности является приобретение юридическим лицом - правопреемником в собственность имущества, принадлежавшего реорганизованному юридическому лицу. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам на условиях и в объеме в зависимости от формы реорганизации (ст. 54 ГК).

Важным основанием возникновения права собственности является также деятельность юридического лица, осуществляемая в соответствии с его целями и задачами. При этом основным источником формирования имущества коммерческих юридических лиц является прибыль, получаемая ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Поскольку у некоммерческих юридических лиц извлечение прибыли не является целью их деятельности, имущество этих юридических лиц формируется главным образом за счет других источников (членские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.). В процессе деятельности право собственности на имущество может быть приобретено юридическим лицом на основании совершаемых гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, займа, дарения и т. д.). Юридическое лицо может приобрести имущество и по завещанию.

Право собственности юридических лиц осуществляется в пределах срока существования самого юридического лица.

Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Следует заметить, что наличие обособленного имущества - один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Можно иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 44 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.

Субъектами права частной собственности являются негосударственные юридические лица, согласно п. 3 ст. 213 ГК.

Круг юридических лиц - собственников довольно широк: юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.

Право собственности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм может иметь особенности приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду.

Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности юридических лиц (п. 1 ст. 214 ГК).

К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и др. Круг объектов права собственности различен для коммерческих и некоммерческих организаций. У последних, с учетом их специальной правоспособности, он более узкий.

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

2.1 Критерий разграничения оснований приобретения права собственности

Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, которые называются также титулами собственности.

Основания приобретения права собственности принято подразделять на первоначальные и производные. А критерием разграничения данных оснований является критерий воли или правопреемства. Мы видим, что "сторонники критерия воли к первоначальным относят такие основания, при которых право собственности возникает независимо от воли, а к производным - такие, при которых оно возникает по воле предшествующего собственника. Те же, кто в основу кладут критерий правопреемства, к первоначальным относят способы, в основе которых правопреемства нет, а к производным - способы, которые основываются на правопреемстве".

По мнению Черепахина Б.Б. в основу разграничения оснований приобретения права собственности должен быть положен критерий правопреемства, что же касается критерия воли, то он не во всех случаях выдерживает практическую проверку.

Согласно мнению других ученых в основу классификации способов приобретения права собственности следовало бы положить два критерия, вторым критерием, помимо правопреемства, могла бы стать воля предшествующего собственника.

Если исходить из волевой концепции приобретения права собственности, то для приобретения права собственности требуется: воля приобретателя на получение правомочий собственника в отношении определенной вещи; волеизъявление, объективирующее эту волю и делающее ее явной для прочих лиц; соответствие волеизъявления требованиям правовых норм.

Исходя из этого, приобретение права собственности может быть определено следующим образом: получение максимальных правомочий в отношении индивидуально-определенной или индивидуализированной вещи как результат санкционированной правом объективации воли приобретателя.

Необходимо отметить, что "для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть в собственности данного лица, выражение его воли приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом основания" [10; с.23].

Деление способов приобретения права собственности на первоначальные и производные в действующем законодательстве прямо не закреплено. Однако оно может быть выведено путем его доктринального толкования.

К первоначальным (не зависящим от прав предшествующего собственника на данную вещь, включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не было) основаниям приобретения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства (п.1 ст.219 ГК), переработка (ст.221 ГК), обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст.222 ГК), самовольное строительство (ст.223 ГК), приобретение права собственности на бесхозяйные вещи, находка (ст. 228 ГК), клад (ст.234 ГК), приобретение права собственности на безнадзорных животных (ст.231-232 ГК), приобретательная давность (ст.235 ГК).

К юридическим лицам из этого перечня, на мой взгляд, более применимы основания приобретения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства (п.1 ст.219 ГК), переработка (ст.221 ГК), приобретательная давность (ст.235 ГК).

К производным (при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника, чаще всего по договору с ним) основаниям приобретения права собственности относятся: приобретение этого права на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (абз.1 п.2 ст.219 ГК); в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица (абз.3 п.2 ст.219 ГК).

"Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь помимо согласия (воли) собственника необходимо также учитывать возможность наличия прав на эту же вещь других лиц - не собственников (например, залогодержателя, арендатора). Эти права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к новому владельцу, как бы обременяя его имущество. В этом отношении действует прямо не выраженное, но подразумеваемое законом правило о том, что никто не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам. Понятно, что на первоначального приобретателя вещи никакие ограничения подобного рода распространяться не могут" [11; c.4]. Таким образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности сводится к отсутствию или наличию правопреемства.

Следует отметить, что многие способы возникновения права собственности могут применяться любыми субъектами гражданского права, однако, имеются и специальные способы, которые используются лишь строго определенными субъектами.

право собственность прибыль сделка

2.2 Основания приобретения права собственности юридических лиц

Основаниями возникновения права собственности негосударственных юридических лиц являются вклады его учредителей (участников), прибыль, получаемая в результате осуществления хозяйственной деятельности, и приобретение имущества в результате совершения гражданско-правовых сделок.

Что касается некоммерческих юридических лиц, то возникновение права собственности у них происходит главным образом путем совершения сделок и в других случаях, в том числе за счет прибыли, получаемой в пределах и в порядке, допускаемых законом. Это объясняется тем, что у некоммерческих юридических лиц извлечение прибыли не является целью их деятельности, но допускаемое получение прибыли можно отнести к основаниям возникновения права собственности этих юридических лиц. Имеются и другие основания возникновения права собственности, в частности возможные льготы по налогообложению.

Вопрос №3. Право собственности публично-правовых образований: объекты, основания возникновения и прекращения.

Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Как содержание, так и осуществление его правомочий в гражданском праве в принципе не имеют различий в зависимости от субъектного состава. Известные ограничения, влекущие особенности правового режима отдельных объектов этого права, также по общему правилу являются одинаковыми для всех собственников (например, строго целевой характер использования находящихся в их собственности земли или других природных ресурсов либо жилых помещений; отчуждение и использование вещей, ограниченных в обороте, и т. п.). В связи с этим отпадают основания для различия «форм собственности». Иное дело особенности гражданско-правового режима отдельных объектов права собственности, например изъятых из оборота вещей (которые могут находиться лишь в государственной собственности), или некоторых оснований возникновения и прекращения права собственности, используемых для строго определенных субъектов (например, приватизация). Необходимость сохранения таких особенностей в свою очередь делает необходимой известную дифференциацию объектов права собственности (их гражданско-правового режима) в зависимости от субъектного состава. Речь, однако, идет именно об особенностях правового режима отдельных объектов, а не о различиях в содержании прав или границах их осуществления для отдельных собственников. В связи с этим право частной и право публичной собственности следует теперь рассматривать не в качестве «разновидностей права собственности» (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. Субъекты публичной собственности В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Особенности: во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах. Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности: государственная муниципальная Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Их органы власти и управления выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК). Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы ( ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Например, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Объекты публичной собственности. В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности (приложение 3 к названному постановлению), предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации (приложение 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они передаются в собственность соответствующих субъектов Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности). Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов Федерации, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность ее соответствующего субъекта. Субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника. другая часть- это имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество). Прежде всего это казна публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК). Объектами, составляющими казну РФ являются: бюджетные средства и средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.), золотой запас, алмазный и валютный фонды и имущество Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве. Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего публично-правового образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранить публичную собственность на землю. Как уже отмечалось, в государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т. п.), особо ценные объекты историко-куль-турного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота. Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т. п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов. Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).

Наши рекомендации