Влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового

(В ред. федеральных законов от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ; от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ.)

1. Состав административного правонарушения, предусмотренный комментируемой статьей, находится в связи с составами правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.17, а также с нормами ст. 18.15 и 18.16 КоАП РФ.

2. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В связи с этим необходимо иметь в виду нормы Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов.

Ныне основные положения, касающиеся условий использования иностранной рабочей силы (порядка приглашения на работу, заключения трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), регулируются нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с упомянутым Законом Правительство РФ ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом их демографической ситуации и возможностей конкретного субъекта РФ по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются с учетом ситуации на рынке труда.

Тот же Закон определяет сроки временного пребывания иностранцев в Российской Федерации. При этом они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено проживание.

Правительством РФ установлены также случаи (условия), в которых временно пребывающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов территории субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (см. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97). Приказом ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 370 утверждены формы бланков заявлений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства соответствующих разрешений (РГ. 2007. 24 янв.).

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 установлены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключении им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя.

4. Субъектом правонарушения является иностранный гражданин или лицо без гражданства.

5. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, заключается в вине в форме умысла или неосторожности.

6. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, является специальным по отношению к общему составу, предусмотренному ст. 18.8, а поэтому должно квалифицироваться только по ст. 18.10 КоАП РФ.

7. Дела о данных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или судьями, если должностное лицо передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1, ст. 23.67).

8. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Наши рекомендации