III. Виды муниципальных образований в РФ и их характеристика

Муниципальные образования в Российской Федерации.
Общего типа. Специального типа.
1. Сельское поселение – это один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов) в которых осуществляется местное самоуправление. В состав территории сельского поселения могут входить как правило: · Один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек; · И (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек в каждом. P.S.: ФЗ №131 делает исключение для территорий с высокой плотностью населения (их перечень утверждён Распоряжением Правительства РФ от 25.05.2004 г. №707). На таких территориях статус муниципального образования получают сельские населённые пункты с численностью населения не менее 3000 человек.   Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 ФЗ №131, если в сельском населённом пункте проживает менее 1000 человек, то он как правило входит в состав сельского поселения, т.е. не является самостоятельным муниципальным образованием. При этом, имеется исключение: законом субъекта РФ, статусом сельского поселения может наделяться и сельский населённый пункт с числом жителей и менее 1000 человек. Решение об этом принимается с учётом 2 обстоятельств: · Плотности населения; · Доступности территории поселения.   2. Городское поселение – это один город или один посёлок (городского типа), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав городского поселения могут также входить (в соответствии с его Генеральным планом) территории предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, в том числе территории посёлков и сельских населённых пунктов не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. 3. Муниципальный район – это несколько поселений (городских или сельских) или поселений и межселённых территорий (т.е. территорий находящихся вне границ поселения) объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения меж поселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.   Существует также не официальное понятие муниципального района: «Муниципальный район – это современный сельский район (т.е. с ориентацией на сельское хозяйство) объединяющий в любом случае несколько сельских и городских муниципальных образований для решения межмуниципальных задач». Дмитрий Козак, автор ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации».   P.S.: в Свердловской области образовано 5 муниципальных районов (например: Закон Свердловской области от 25.10.2004 г. №144 «Об установлении границ муниципального образования «Камышловский Район» и наделении его статусом муниципального района» (пример см. ниже).   4. Городской округ – это не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения как поселения, так и муниципального района. Кроме того, органы местного самоуправления городского округа могут также осуществлять переданные им отдельные государственные полномочия. В состав городского округа могут также входить сельские населённые пункты (например: сёла, посёлки и т.д. не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями)   Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ №131, городское поселение наделяется статусом городского округа исключительно законом субъекта РФпри наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры. При этом также должны учитываться перспективы развития городского поселения, подтверждённые его Генеральным планом . Ч. 2 ст. 11 ФЗ №131 (в ред. 18.10.2007 г.) (например: Закон Свердловской области от 12 октября 2004 г. №95 «Об установлении границ муниципального образования «Город Екатеринбург» и наделении его статусом городского округа»(аналогичный закон есть также по Арамилю)). Муниципальное образование «Город Екатеринбург» (городской округ) включает в себя: Город Екатеринбург, плюс 29 сельских населённых пунктов, из них 27 посёлков и 2 села. 1. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) – правовой статус ЗАТО регулируется Законом РФ от 14.07.1992 г. №3297-1 «О закрытых административных территориальных образованиях»(в ред. от 01.12.2007 г.). ЗАТО – это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по: · Разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения; · По переработке радиоактивных и других материалов; · Военные и иные объекты. – для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (ст. 1 Закона РФ «О закрытых административных территориальных образованиях»).   Особенности ЗАТО: 1) Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа; 2) Территория и граница ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий или объектов, а также с учётом потребностей развития населённых пунктов; 3) При установлении или изменении границ ЗАТО требование законодательства РФ об учёте мнения населения не применяется!; 4) Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ; 5) Населённые пункты расположенные в ЗАТО, входят в состав городского округа.   Решение о создании (преобразовании) ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ (ст. 2 Закона РФ «О закрытых административных территориальных образованиях»).   По ряду вопросов ЗАТО находится в ведении федеральных органов власти. Это следующие вопросы: 1) Установление административной подчинённости, границ ЗАТО и земель отводимых предприятиям или объектам (режимным); 2) Определение полномочий органов государственной власти субъекта РФ в отношении ЗАТО; 3) Медико-санитарное обеспечение населения ЗАТО; 4) Выдача разрешения на строительство на земельных участках занимаемых предприятиями или объектами; 5) Обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан. – решения по указанным выше вопросам принимаются Правительством РФ.   В ЗАТО допускаются определённые ограничения прав граждан. В частности: ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полёты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения предпринимательской деятельности; запрет на создание и деятельность на территории ЗАТО организаций, учредителями которых являются иностранцы, лица без гражданства и иностранные организации.   2. Города – наукограды – их правовой статус регулируется ФЗ от 07.04.1999 г. №70 «О статусе наукограда в Российской Федерации»(в ред. 18.10.2007 г.). Понятие наукограда дано в ст. 1 данного ФЗ: наукоград РФ – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим, научно-производственным комплексом; научно-производственный комплекс – это совокупность организаций осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и экспериментальные разработки в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки и техники РФ.   Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда (закреплены в ст. 2.1 ФЗ №70): 1) Муниципальное образование претендующее на статус наукограда должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования; 2) Научно-производственный комплекс должен быть градообразующим и отвечать следующим признакам: · Численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15% от общей численности работающих на территории данного муниципального образования; · Объём научно-технической продукции выпускаемой научно-производственным комплексом в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% от общего объёма продукции всех хозяйствующих субъектов расположенных на территории данного муниципального образования.   Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ, с установлением срока этого статуса (как правило 25 лет). Если всё благополучно, то его продлевают (ст. 3 ФЗ №70).   Статус наукограда может быть прекращён досрочно Правительством РФ, когда в случае не соответствия результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам определённым Правительством РФ; либо в случае ходатайства представительного органа наукограда о досрочном прекращении такого статуса. В случае досрочного прекращения статуса наукограда, муниципальное образование сохраняет за собой статус городского округа.  

Наши рекомендации