Понятие и значение принципов уголовного процесса

Принцип (от латинского principium — основа, начало). Принци­пами уголовного процесса называются основные правовые поло­жения (нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущ­ность и содержание уголовного процесса, характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования. Принципы характеризуют обес­печенность прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, не выводимые друг из друга и обнимающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Нормы-принципы носят императив­ный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств. Своим адресатом они имеют человека и граж­данина и соответствующие государственные органы. Органы госу­дарства, ведущие процесс, должны действовать на основе установ­ленных принципов и несут все последствия, связанные с их нарушением.

Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, кото­рые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Сознавая себя частью мирового сообщества, народ России принял Конституцию РФ, в которой записаны общепризнанные и отра­женные в ряде международно-правовых документов права челове­ка и гражданина, принципы правосудия.

В соответствии с конституционными принципами в отраслевом законодательстве содержатся нормы, имеющие основное, опреде­ляющее значение для всего судопроизводства и отдельных его стадий.

Принципы записаны в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе и других федеральных законах. Все принципы неразрывно связаны между собой и образуют единую совокупность правовых начал, одинаково значимых для достижения целей уголовного процесса. Каждый из них опреде­ляет такую сторону судопроизводства, без которой невозможно правильное осуществление его задач.

Большинство принципов закреплено в Конституции РФ, в отдельных статьях закона в виде особых правовых правил (ст. 22, 25, 48, 49 Конституции РФ). Конституционные принципы вклю­чены и в основные положения Уголовно-процессуального кодекса. В других нормах определяется механизм их действия примени­тельно к той или иной стадии производства по делу (сравните, например, ст. 48 Конституции РФ и ст. 47—51 УПК). Какой бы, однако, ни была юридическая форма закрепления принципов, они всегда выступают в качестве норм общего и руководящего значе­ния, имеющих трехчленную структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Иначе в правоприменительной деятельности соблюда­лись бы не сами принципы, а только конкретизирующие их нормы.

Конституционные принципы являются нормами акта, имеюще­го высшую юридическую силу и прямое действие. Это означает право на применение этих норм непосредственно в случаях, когда соответствующие этим нормам правила отсутствуют в Уголовно-процессуальном кодексе. Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущ­ность и значение каждого принципа обусловливаются не только собственным содержанием, но и функционированием всей систе­мы, где нарушение любого принципа приводит обычно к наруше­нию других принципов и тем самым к нарушению законности при производстве по делу. Конституция РФ и внесенные в последние годы изменения и дополнения в уголовно-процессуальное законо­дательство значительно углубили и обогатили демократическое содержание принципов, расширили диапазон их применения, усо­вершенствовали формулировку отдельных начал, укрепили гаран­тийную обеспеченность принципов. Новый УПК Российской Фе­дерации должен ознаменовать дальнейшее совершенствование нормативного закрепления принципов судопроизводства и опреде­ления механизма их действия, в частности обеспечения права потерпевшего на судебную защиту, гарантий прав обвиняемого, подозреваемого на защиту, принципа равноправия сторон и состя­зательности, гарантий независимости судей и др.

Есть принципы, которые равным образом действуют на всех стадиях процесса (например, законность, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну...), но есть принципы, которые не реализуются на всех стадиях процесса. Пределы осуществления того или иного принципа определяются общими задачами уголовного судопроизводства и непосредствен­ными задачами конкретной стадии. Во всяком случае,к принципам процесса относятся те правовые положения, которые гарантиру­ют права и свободы человека и гражданина в уголовном процес­се, определяют построение судебного разбирательства как цент­ральной стадии процесса и находят свое выражение (хотя бы ограниченное)в одной или нескольких стадиях, предшествую­щих судебному разбирательству или следующих за ним.*

В силу особого, решающего значения судебного разбирательст­ва в системе всех стадий уголовного процесса принципы судебного разбирательства являются принципами всего процесса. Это понят­но, так как принципы судебного разбирательства оказывают опре­деленное воздействие и на деятельность в стадиях, предшествую­щих судебному разбирательству. Например, гласность (откры­тость) судебного разбирательства должна предупреждать необъек­тивное, предвзятое предварительное расследование, так как нарушения, допущенные в досудебных стадиях, обнаружатся в условиях гласного судебного разбирательства.

Мы не разделяем принципы организации судебной власти и принципы, определяющие процессуальную деятельность в силу их общего назначения и неразрывной связи между собой

Следует отметить, что установленные в УПК «Общие условия производства предварительного следствия» (гл. 10 УПК), «Общие условия судебного разбирательства» (гл. 21 УПК) со­держат нормы, непосредственно конкретизирующие принципы процесса применительно к этим важнейшим стадиям производ­ства по делу.

Наши рекомендации