Законодательные акты Республики Беларусь

1. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1999.

2. Закон РБ «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания РБ. –1997. - № 17. Ст.463.

3. Закон РБ «О гражданстве Республики Беларусь» // Ведомости НС РБ. – 2000. № 25. Ст.331.

4.Закон РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ» // Ведомости РБ. – 1993. - № 21. Ст.250.

5. Закон РБ «О беженцах» // Ведомости ВС РБ.- 1995. № 19. Ст. 229.; в редакции закона РБ от 16.06.1999. № 22. Ст. 410.

6.Закон РБ «Об обращениях граждан» // Ведомости ВС РБ. –1996. - № 2. Ст.376.

8. Закон РБ « О местном управлении и самоуправлении в РБ» // Ведомости ВС РБ. – 1995. - № 15-16.Ст.167-170; - 1999. - № 3. Ст.34; 2000. №4 Ст.39, №22. Ст.268.

9. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25.10.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000, № 103, 2/215.

10.Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 10.04.1992 г. № 1 с изменениями и дополнениями.

11.Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 22.06.2000. «О практике применения судами законодательства прирассмотрении дел о расторжении брака».

12. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Официальное издание. – Мн., 2000.

13.Жилищный кодекс Республики Беларусь от 23.03. 1999 // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.

14. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 с последующими изменениями и дополнениями. – Мн., 2006.

15. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.2001. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.

16.Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.

17.Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80.

18.Уголовный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2001.

Основная литература

10. Основы права: Учебник / Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Мн., Амалфея, 2002. – 848 с.

11. Основы права: Учебник / Под общ. ред. Рябцева Л.М.. – Мн., Интегралполиграф, 2008. – 832 с.

12. Основы права: Практ.пособие / Под общ. ред. В.А. Витушко. – Мн., «Молодежное научное общество», 2002. – 432 с.

13. Основы права: тесмты с ответами-комментариями / А.М. Хлус. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 256 с.

14. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы / В.А.Круглов, Е.В.Шейпак. – Мн., Амалфея, 2003. – 272 с.

15. Основы права: Учебник для системы среднего профессионального образования. / Под ред. А.В. Мицкевича. – М., 1998.

Дополнительная литература

25. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

26. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. – Мн., 2002.

27. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. – Мн., 1998.

28. Гражданское право. В 3 т. Т.1: учебник / А.В.Каравай [и др.]; под ред. В.Ф.Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 864 с.

29. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие. /Под ред. Витушко В.А. – Мн., 1997.

30. Калинина Э.А. Учебно-методический комплекс: общая теория государства и права в3 ч.- Минск,: МИТСО, 2009.-198с. С.13.

31. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

32. Маньковский И.А. Юридические лица и налоговые правоотношения. / Под ред. Семенкова В.И. – Мн., 1999.

33. Пенкрат В.И. Семейное право. – Мн., 1998.

34. Права человека: Учебник для вузов. – М., 1999.

35. Трудовое право: учеб. Пособие / Т.Н.Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.

36. Трудовое право. / Под ред. Смирнова О.В. – М., 1999.

37. Уголовное право. Словарь справочник. – М., 2000.

38. Функ Я.И. Брачный договор и имущественные отношения супругов в хозяйственных обществах и товариществах. – Мн., 2000.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Блок «Основы общей теории права»

Государство —это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Признаки государства:

1. Территория

2. Население. Взаимные права и обязанности граждан и государства

3. Публичная (государственная) власть

4. Налоговая система

5. Государственный суверенитет

6. Неразрывная связь государства и права

7. Символика государства: герб, флаг, гимн, столица

Внутренние функции— это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

1. Экономическая функция

2. Социальная функция

3. Функция финансового контроля

4. Функция охраны правопорядка

5. Природоохранительная (экологическая) функция

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения:

a) Укрепление оборонной мощи страны

b) Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности

c) Охрана государственных границ

d) Организация гражданской обороны

e) Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов)

Внешние функции – это основные направления его деятельности на международной арене.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами: экономическое и политическое сотрудничество.

Форма государства -это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным на­значением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.

Форма прав­ления – это структура высших органов госу­дарственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Монархия- такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.

Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются:

1. пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, им­ператор, шах);

2. занятие трона по наследству или по праву родства;

3. представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха.

Республика- та­кая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми главным об­разом населением на определенный срок.

Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются:

1. выбор­ность на определенный срок главы государства и законодательных органов государственной власти;

2. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

3. юриди­ческая ответственность главы государства в случаях, предусмотрен­ных законом;

4. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

5. преимущественная зашита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Форма государственного устройства – это национально-­территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство.

Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из админист­ративно-территориальных единиц, которые подчиняются централь­ным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве существуют:

- единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; - единая денежная система;

- общая налоговая и кредитная политика;

- одно гражданство;

- единые вооруженные силы.

Федерация – это союзное государство, субъекты которой обладают в определен­ной мере государственным суверенитетом.

Конфедерация– союз госу­дарств, при котором государства, образующие конфедерацию, полно­стью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия.

Политико-правовой режим – это совокупность мето­дов и средств осуществления государственной власти.

Признаки демократического политико-правового режима:

1. плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других обществен­ных организаций и объединений, которые представляют интересы самых разных социальных групп и слоев населения;

2. реализация в практике государственного строительства при­нципа разделения властей;

3. защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся "од постоянной охраной правосудия;

4. демократическая власть в одинаковой мере учитывает интере­сы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека;

5. демократический режим создает эффективные механизмы пря­мого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы;

6. предоставление свободы личности в сферах экономической, политической и культурной деятельности;

7. демократический политический режим базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.

Признаки недемократического политико-правового режима:

1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

3. низкий жизненный уровень народа;

4. акцент на карательные меры воздействия;

5. агрессивность во внешней политике;

6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в обществен­ной жизни.

Источник (форма) права – это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Юридический прецедент – это решение определенного государственного органа по конкретному делу, которому придается значение общей нормы права.

Правомерное поведение — это осознанное поведение субъектов пра­ва, соответствующее правовым предписаниям или же не противоре­чащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.

Правонарушение — это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения.

Пре­ступлением – это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т. е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уго­ловные наказания, а так называемые правовые взыскания.

Юридическая ответственность - это особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законода­тельством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.

Блок «Основы конституционного права»

Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и оп­ределяющий ее взаимоотношения с обществом и граждана­ми (индивидуумами) .

Все современные конституции закрепляют по меньшей мере два важных ас­пекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государствен­ного устройства и др.).

По сроку действия конституции можно классифициро­вать на временные и постоянные. Временные имеют огра­ниченный срок действия: в основном законе прямо указы­вается период действия конституции. Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. они являются постоянными.

В зависимости от формы или структуры, в которой выражены, конституции подразделяются на писаные и не­писаные.

К писаным относят конституции, принятые в виде еди­ного документа, к неписаным - совокупность законода­тельных актов. Однако эта классификация не совсем точ­на, в последнем случае следует вести речь о кодифициро­ванных конституционных актах, которые также изложены в письменной форме.

Существуют конституции, состоящие по структуре не из одного, а нескольких конституционных законов (Шве­ция, Канада и др.).

По способу принятия конституции подразделяются на:

1. принятые путем народного голосования (референду­мом). В последние годы таким способом были приняты Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Ка­захстане и др.;

2. принятые законодательным органом. Это второй на­иболее распространенный способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жесткая, процедура, чем при принятии обычных законов, например, требуется более высокое (квалифицированное) большинство;

3. принятые специально создаваемым для этих целей
органом, например такими учредительными органами, как
конституционная ассамблея, учредительное собрание и др.;

4. введенные посредством октроирования - одностороннего акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу (в настоящее время встречаются редко).

По порядку изменения конституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).

Конституцию характеризуют гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания и Новая Зеландия).

Жесткими конституциями являются те, которые изме­няются (дополняются) в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной проце­дуре.

Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычай­ного положения, аналогичные правила действуют в Румы­нии, Испании, Эстонии.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и за­ключительные, переходные положения. В целом Консти­туция выглядит следующим образом:

· Преамбула

· Раздел I. Основы конституционного строя Раздел П. Личность, общество, государство Раздел III. Избирательная система. Референдум Глава 1. Избирательная система Глава 2. Референдум (народное голосование) Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд Глава 3. Президент Республики Беларусь Глава 4. Парламент - Национальное собрание Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

· Глава 6. Суд

· Раздел V. Местное управление и самоуправление Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

· Глава 7. Прокуратура

· Глава 8. Комитет государственного контроля Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Бела­русь и порядок ее изменения

· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Конституция является главным, основным законом го­сударства. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней по­ложений должны быть приняты законы.

Палата представителей имеет право рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом ука­занные проекты данная палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих изби­рательным правом. Таким образом, в данном случае требу­ется инициатива специально уполномоченного на то субъ­екта. Органы и лица, указанные в ст. 99 Конституции, обла­дающие правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парла­ментом с промежутком не менее трех месяцев. Данное пра­вило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В против­ном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

В целях исключения какого-либо давления на волю де­путатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного поло­жения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедст­вия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабиль­ность.

Запрет на изменение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей предотвра­щает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране).

Конституция, законы о внесении в нее изменений и до­полнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного соста­ва каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть про­ведены через референдум. Решение об изменении и допол­нении Конституции путем референдума считается приня­тым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

В целях обеспечения ее большей стабильности и исходя из важности закрепленных основополагающих положений предусмотрено, что разделы I, II, IV, VIII Конституции мо­гут быть изменены только путем народного голосования. Таким образом, Парламент не может принимать законы об изменении Конституции. Вместе с тем не исключается пра­во Парламента дополнять указанные разделы, но такие до­полнения не должны изменять суть содержащихся в разде­лах I, И, IV, VIII положений.

Основания и порядок приобретения, прекращения и изменения гражданства. Гражданство Республики Беларусь приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

3) в порядке регистрации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О
гражданстве Республики Беларусь».

Главным основанием приобретения гражданства являет­ся получение его в силу рождения. При приобретении граж­данства по рождению действуют такие принципы, как прин­цип «права крови» (учитывается гражданство родителей) и принцип «права почвы» (учитывается место рождения).

Законодательство направлено на решение вопросов по­лучения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. Учитываются все ситуации, когда: 1) оба родителя — граждане Республики Беларусь; 2) только один из родителей имеет гражданство Республи­ки Беларусь; 3) родители — не граждане Республики Бела­русь либо они неизвестны и др. Так, ребенок, родители ко­торого на момент его рождения состоят в гражданстве Рес­публики Беларусь, является гражданином Республики Бе­ларусь независимо от места своего рождения.

Ребенок также приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения:

· хотя бы один из родителей ребенка состоит в граждан­стве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

· родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, явля­ются лицами без гражданства, при условии, что ребенок ро­дился на территории Республики Беларусь;

· родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, явля­ются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государст­ва, гражданами которых являются его родители, не предо­ставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ре­бенок, родители которого неизвестны, становится гражда­нином Республики Беларусь.

Прием в гражданство (так называемая натурализа­ция) предполагает соответствие определенным требовани­ям претендуемого на это лица.

Предусмотрены общие требования (условия) для при­ема в гражданство Республики Беларусь. Так, в гражданст­во может быть принято лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:

· берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;

· знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

· проживает на территории Респулики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

· имеет законный источник средств существования;

· не имеет гражданства государства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобре­тения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявле­нием о выходе из гражданства, отказе от гражданства это­го государства, за исключением случаев, когда прекраще­ние гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

Лица, признанные беженцами в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой ст. 14 Закона «О гражданст­ве Республики Беларусь».

Для некоторых лиц установлены особые условия при­ема в гражданство. Они устанавливаются для:

· белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по пря­мой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за предела­ми современной территории Республики Беларусь;

· лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или ква­лификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

· лиц, являющихся иностранными гражданами или лица­ми без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Рес­публики Беларусь.

Для этих лиц семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе.

Существует также право на получение гражданства в по­рядке регистрации, которое имеют лишь некоторые катего­рии лиц (ст. 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь и вследствие утраты гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства Республики Беларусь не допус­кается, если лицо, ходатайствующее о выходе: 1) является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда; 2) имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; 3) не имеет другого гражданства или гарантий его приобретения.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, в поли­цию, органы безопасности, юстиции и иные государствен­ные органы иностранного государства при отсутствии ос­нований для отказа в прекращении гражданства Республи­ки Беларусь.

Если гражданство Республики Беларусь приобретено либо прекращено в результате представления заведомо ложных сведений или подложных документов, ранее при­нятое решение отменяется. Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение семи лет со дня его принятия.

Установлены особые случаи изменения, сохранения или утраты гражданства. В случае изменения гражданства роди­телями (единственным родителем) соответственно меняет­ся гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

По желанию родителей (единственного родителя), в случае прекращения ими гражданства Республики Бела­русь, за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверен­ного.

Если родители или один из родителей ребенка, кото­рый проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Рес­публики Беларусь.

Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается гражданином другого государства или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совмест­ному ходатайству родителей или родителя, который приоб­ретает гражданство Республики Беларусь, если место на­хождения другого родителя неизвестно.

Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданст­ва, ребенок, который проживает на территории Республи­ки Беларусь, становится гражданином Республики Бела­русь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если один из родителей выходит из гражданства или его утрачивает, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Бе­ларусь. По совместному заявлению родителей такому ре­бенку может быть разрешен выход из гражданства Респуб­лики Беларусь.

Законом также решены вопросы гражданства ребенка при его усыновлении.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися граж­данами Республики Беларусь, либо супругами, один из ко­торых является гражданином Республики Беларусь, а дру­гой - лицом без гражданства, становится гражданином Рес­публики Беларусь со дня усыновления.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Бела­русь, а другой - иностранным гражданином, может приоб­рести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении: супругами, являющимися иностран­ными гражданами, или иностранным гражданином; супру­гами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностран­ным гражданином или лицом без гражданства.

У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным граждани­ном, гражданство Республики Беларусь может быть пре­кращено после достижения им 16-летнего возраста в поряд­ке выхода из гражданства на основании заявления усынови­телей (усыновителя).

Утверждено Положение о порядке рассмотрения во­просов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и при Президенте Республики Беларусь создана Комиссия по вопросам гражданства. Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.

Заявления по вопросам, связанным с гражданством, по­даются на имя Президента с указанием даты его составле­ния. Заявители прилагают заявление-анкету в двух экземп­лярах; пять фотографий; автобиографию в двух экземпля­рах; копию свидетельства о рождении заявителя, а при необ­ходимости и других лиц; документы об уплате государствен­ной пошлины или освобождении от ее оплаты; документ о выходе с иностранного гражданства или о непринадлежнос­ти к гражданству другой страны; справку с места жительст­ва с указанием состава семьи. К заявлению могут быть при­ложены иные документы, имеющие отношение к делу.

Заявления по вопросам, связанным с гражданством, по­даются в органы внутренних дел по месту постоянного жи­тельства заявителя, а лицами, которые постоянно прожива­ют за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения.

Срок рассмотрения заявлений в местных органах внут­ренних дел, МВД, дипломатических или консульских уч­реждениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен быть более чем один месяц.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства Республики Беларусь - шести меся­цев, о приобретении гражданства в порядке регистрации -двух месяцев.

При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также при наличии препятствий (непредоставление доку­мента о выходе из иностранного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, кон­сульское учреждение Республики Беларусь отказывают за­явителю в приеме заявления по вопросам гражданства и со­общают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке под­чиненности орган, который обязан в месячный срок рас­смотреть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением выше­стоящего органа либо неполучения от этого органа в тече­ние месяца мотивированного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд.

Прекращение гражданства может иметь место вследст­вие выхода из гражданства Республики Беларусь либо его утраты, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Положением предусмотрено, что к ходатайству о выхо­де из гражданства Республики Беларусь прилагаются заяв­ление-анкета в двух экземплярах; четыре фотографии, ав­тобиография в двух экземплярах; справка с места житель­ства о составе семьи; справка с места работы или учебы, а неработающим - с места жительства, нынешнего или пред­шествующего (для лиц, которые постоянно живут за грани­цей), с указанием, имеет ли лицо обязательства, не выпол­ненные перед государством, или имущественные обяза­тельства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных организаций, кооператив­ных и общественных объединений; справку из военного ко­миссариата об освобождении лица призывного возраста от прохождения обязательной военной службы в Вооружен­ных Силах Республики Беларусь; документ об уплате госу­дарственной пошлины или освобождении от ее уплаты. Ес­ли у заявителя есть жена (муж), а также лица, которые на­ходятся на его содержании, он должен представить нотари­ально удостоверенные письменные заявления этих лиц об отсутствии у них материальных или иных претензий к нему. В необходимых случаях представляются копии документов о расторжении брака, смерти одного из родителей, усынов­лении, лишении родительских прав, выплате алиментов.

При возникновении сомнений относительно принадлеж­ности лица к гражданству Республики Беларусь в соответ­ствующие органы представляются заявление, две фотогра­фии, документы, подтверждающие обстоятельства, с кото­рыми законодательство связывает принадлежность к граж­данству Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что в необходимых случаях определение принадлежности к граж­данству Республики Беларусь может проводиться по реше­нию суда, который устанавливает факт постоянного прожи­вания заявителя в Республике Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь».

Блок «Основы административного права»

Производство по делам об административных правонарушениях— это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

В соответствии с законодательством, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

· разрешение его в точном соответствии с законодательством;

· обеспечение исполнения вынесенного постановления;

· выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

· предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.

Указанный перечень задач можно свести к двум взаимосвязанным общим задачам: юрисдикционной (справедливое решение дел) и профилактической (предупреждение новых правонарушений).

Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАПе.

В связи с тем, что рассматриваемое производство является разновидностью административно-юрисдикционного процесса, поэтому принципы деятельности у них общие (ПИКоАП Гл.2). А именно:

1. Законность

2. Обеспечение прав и свобод

3. Неприкосновенность личности

4. Презумпция невиновности

5. Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации

6. Неприкосновенность жилища и иных законных владений

7. Оперативность производства

8. Публичность административного процесса

9. Обеспечение права на защиту физ. лица, в отношении которого ведется административный процесс

10. Всеобщее равенство и т.д.

Наши рекомендации