Жалобы граждан в суд на неправомерные действия, незаконные акты органов государственного управления, должностных лиц.

Жалобы всегда связаны с представ­лением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами д/л исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном. Нормативно-правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный.

К. РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездейст­вия) исполнительных органов и д/л. Но существует и адм. порядок обжалования этих же действий и решений. Он, к сожалению, в самой общей форме определяется действу­ющим и в наши дни Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж­дан» от 12 апреля 1968 г. К. РФ, не говоря прямо о жалобах граждан, адресуемых в адм. порядке, тем не менее закрепляет их право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы. Очевидно, что жалоба является одной из форм подобного обращения.

Общие правила адм. производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (д/л), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (ниже­стоящего) д/л или органа. Запрещается направ­лять жалобы для разрешения тем д/л, чьи дей­ствия являются предметом жалобы. В некоторых случаях предус­матривается обжалование по команде, т.е. через то д/л, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более ко­роткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнос­лужащих разрешаются в семидневный срок). Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изу­чение содержащихся в ней сведений. При необходимости в допол­нительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исклю­чения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для проверки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответственный работник, который истребует все необходимые для вынесения объ­ективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а ис­полнение решения — организованным. Оно своевременно сообща­ется гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в администра­тивном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд. Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц. Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу вле­чет за собой отмену или изменение обжалованного действия (ре­шения), а также ответственность должностного лица, чьи дейст­вия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.

99. Управление в области иностранных дел. Особенности прохождения службы в органах МИДа РФ. Административно-правовой статус дипломатического корпуса.

Управление иностранными делами— непосредственное и повседневное осуществление исполнительными органами вла­сти внешних функций государства по предметам ведения и в объеме своей компетенции, направленное на решение задач, обеспечивающих продвижение к целям, отражающим жизненно важные интересы государства и общества в целом.

Цель внешней политики Российского государства— последовательное продвижение и укрепление национальных интересов через открытость и сотрудничество, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолже­ния экономических реформ.

Большие полномочия в сфере управления иностранными делами осуществляет Президент.Так, согласно ст. 80, 83 и 86 Конституции он определяет основные направления внешней политики государства; представляет страну в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает веритель­ные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломати­ческих представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел по предложению Председателя Пра­вительства; назначает и отзывает после консультаций с соот­ветствующими комитетами или комиссиями палат Федерально­го Собрания дипломатических представителей России в ино­странных государствах и международных организациях.

Достаточно большой объем полномочий в сфере отношений иностранных дел реализует Правительство.Оно согласно ст. 114 Конституции осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики.

Министерство иностранных делобразовано Указом Прези­дента РФ от 9.03.2004 г. № 314, и Указом от 11.07.2004 г. № 865 утверждено положение о нем.

Задачи МИД:

1) сохранение территориальной целостности РФ;

2) обеспечение государственной безопасности, установление и закрепление дружеских отношений со стратегическими партнерами России;

3) защита своих физических и юридических лиц за рубежом;

4) участие в международном сотрудничестве, обеспечи­вающее нашей стране выгодные условия и другие позитивные, направления деятельности.

В систему Министерства иностранных дел РФ входятдипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосудар­ственных, межправительственных) организациях (далее имену­ются — загранучреждения), территориальные органы — пред­ставительства Министерства на территории РФ, а также подве­домственные ему предприятия, учреждения и организации на территории РФ, созданные для обеспечения деятельности Ми­нистерства (далее именуются — организации, находящиеся в ведении Министерства).

Функции МИД:

- разрабатывает и представляет в установленном порядке Пре­зиденту и в Правительство предложения по вопросам отно­шений с иностранными государствами и международными организациями;

- разрабатывает проекты международных договоров, подготав­ливает предложения о заключении, выполнении, прекраще­нии и приостановлении действия договоров и в установлен­ном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Пре­зидента и Правительства;

- ведет переговоры с иностранными государствами и между­народными организациями;

- осуществляет общее наблюдение за выполнением междуна­родных договоров, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее меж­дународно-правовыми обязательствами;

- участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан, обороны и безопас­ности государства и иные.

ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах РФ» рег­ламентирован порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров, что является основой международ­ных отношений сотрудничества с другими странами.

Государственное управление иностранными делами осу­ществляется следующей системой ФОИВ:Министерство ино­странных дел РФ; министерства иностранных дел республик в составе РФ; органы внешних связей субъектов РФ, а также орга­ны МИД за рубежом — это дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.

В п. «к» ст. 71 Конституции определено, что внешняя поли­тика и международные отношения РФ, международные догово-

ры; вопросы войны и мира относятся к ведению РФ,следова­тельно, осуществление этих внешних функций в области иностранных дел возложено на высшие органы государственной власти.

В ст. 106 Конституции установлено, что обязательному рас­смотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государ­ственной Думой ФЗ по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государствен­ной границы, войны и мира.

Наши рекомендации