Методы общей теории государства и права.

Предмет общей теории права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым принято понимать совокупность изучаемых закономерностей образования, функци­онирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной действительности. Иными словами, предмет исследования на­уки - это то, что соответствующая наука изучает.

Юридическая наука (юриспруденция), как и любая иная наука, также име­ет свой предмет исследования. Общая теория государства и права относит­ся к общетеоретической части юриспруденции и имеет собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возник­новения, функционирования и развития государства и права, их сущность, содержание, формы и социальное назначение. Однако в учебной и научной литературе встречаются и иные трактовки предмета общей теории государ­ства и права, отличающиеся более широким содержанием. Наряду с упомяну­тыми закономерностями некоторые авторы к ее предмету относят определен­ные правовые категории, характерные признаки, черты государственных и правовых явлений и сами эти явления (механизм государства, право, правосоз­нание, правоотношения, правопорядок, юридическую ответственность и т.д.)1.

В связи с тем, что при подобном подходе к предмету общей теории госу­дарства и права относятся довольно разноплановые элементы (закономер­ности, категории, инструментарий правового регулирования), встречаются попытки разграничивать понятия предмета и объекта общей теории госу­дарства и права.

Представляется более обоснованной позиция тех авторов, которые видят в предмете общей теории государства и права, как и любой другой общетео­ретической науки, именно общие закономерности становления, развития и функционирования государства и права как общественных явлений, их сущ­ность и содержание. Поскольку же познание этих закономерностей возмож­но лишь путем изучения самих государственных и правовых явлений, допустимо рассмотрение последних в качестве объекта общей теории государ­ства и права.

Форма государства (понятие, основные элементы). Взаимосвязь между типом и формой государства.

Под формой государства понимается организация (структура) и устрой­ство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным на­значением государства.

В юридической литературе большинством авторов форма государства рассматривается в составе трех компонентов:

- формы правления (структура высших органов государственной власти, порядок их образовании и взаимодействия). Это монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая, парламентская, выборная); республика (парламентская, президентская, полупрезидентская или смешанная)).

- формы государственного устройства (национальное и административно - территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти). Бывает простая – унитарные государства (Беларусь), сложная – федерация (Россия, США); конфедерация (государство, входящее в состав полностью сохраняет свою государственную самостоятельность) – Сенегамбия, Швейцарский союз. А также сложной формой государственного устройства является империя.

- политико-правового режима (совокупность способов и методов осуществления государственной власти).

Хотя некоторые ученые к форме государства относят только форму правления и форму государственного устройства. Что касается политико-правового (политического) режима, то они считают, что его следует относить не к форме, а к сущности государства, поскольку в этом случае речь идет о самом существе власти.

Исторический тип государства - это совокупность наи­более существенных признаков, черт, присущих государствам определенной цивилизации или общественно-экономической формации.

Форма государства во многом зависит от конкретного исторического условия его возникновения и развития. Решающее влияние на неё оказывает сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.

Теория разделения властей.

17. Понятие и виды органов государства. Место и роль органов внутрен­них дел в аппарате государства.

Орган государства - это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями.

Государственные органы обладают определенными признаками:

Во-первых, государственный орган, являясь самостоятельным элемен­том механизма (аппарата) государства, образуется и упраздняется в установленном законом порядке;

Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. В соответствии со своей компетенцией орган издаёт обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания, адресованные, например, персонально определённым гражданам или должностным лицам;

В-третьих, государственный орган характеризуется определённой структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции;

В-четвёртых, орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органов.

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные;

- контрольно-надзорная.

По характеру формирования:

- первичные (возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы));

- производные (создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)).

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

- высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд);

- центральные (отраслевые министерства, ведомства);

- местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

По способу осуществления своих полномочий:

- коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) органы государства;

- единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.

По характеру компетенции:

- общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы);

- специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

18.Политическая система общества: понятие и структура. Эволюция политической системы белорусского общества.

Политическая система общества – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Основными элементами политической системы являются:

- государство как особая организация политической влас­ти, имеющие официальный статус политические партии;

- обществен­ные объединения (общественные движения, профессиональные, женские, молодежные, творческие союзы, клубы избирателей и др.);

- институ­ты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).

С середины 80-х годов и до настоящего времени в Республике Беларусь появилось большое количество политических партий, других общественных объединений и движений, принципиально отличающихся по многим аспектам от существовавших ранее. По данным на 1996 год в республике только политических партий различной окраски и направленности насчитывалось 35, других общественных объединений – 610. Основными причинами их возникновения и численного роста является утрата доверия к существовавшим ранее общественным объединениям и государственным структурам, неудовлетворённость социально-экономической и политической ситуацией в стране. Практически все новые общественные объединения выступают под лозунгом демократизации государственной и общественной жизни, правового государства, прав и свобод личности, хотя понимают их по-разному и предлагают различные пути их совершенствования.

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви.

Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.

19. Место и роль государства в политической системе общества, его взаи­модействие с другими субъектами политической деятельности.

По мнению исследователей, особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

Во-первых, выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежностей;

Во-вторых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

В-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

В-четвёртых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене;

В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определение национальной политики. Если государство перестаёт служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.

В политической системе особую роль играют политические партии. Политические партии имеют свою структуру, выражает интересы тех или иных общественных классов, социальных слоёв, групп и объединяет наиболее активных их представителей. Как правило, партия ставит задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, социально-экономических и политических преобразований, достижение намеченных идеалов.

Когда мы говорим о взаимоотношениях государства и негосударственных организаций необходимо всегда иметь в виду, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер: государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д. Усиление сотрудничества и взаимодействия всех субъектов политической системы будет работать на стабилизацию общественной жизни, установление в обществе режима реальной демократии. Все структурные элементы политической системы – государственные и негосударственные организации, трудовые коллективы действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Формы (источники) права.

В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального внешнего выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известно несколько видов исторически сложивших­ся форм (источников) права. Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в при­вычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной фор­мой права в большинстве стран мира.

Юридический прецедент (судебный или административный) как источ­ник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению определенного государственного органа (в первую оче­редь суда) по конкретному юридическом делу придается значение общей нормы. В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нор­мативным содержанием.

Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегу­лированию какой-либо жизненной ситуации. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглаше­ние между различными субъектами права, в котором содержатся нормы пра­ва. Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. На определенных этапах развития общества роль источников права иг­рали и еще продолжают играть религиозные писания. Национальной правовой системой Республики Беларусь используются в качестве форм (источников) права нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Доминирующее положение занимает нормативный правовой акт.

Правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применяемые обычаи оговариваются в законодательстве.

Несколько более широкое распространение получил нормативный до­говор.

К разновидностям договора с нормативным содержанием относятся со­глашения по поводу условий труда, занятости, социальных гарантий, кото­рые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отрасле­вом (тарифное) и местном (местное) уровнях.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Виды правовых норм.

Существует достаточно много оснований для классификации норм права по видам.

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права под­разделяются на материальные и процессуальные. Значит, можно выделять нормы материального и процессуального права. По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и ох­ранительные.

К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназна­ченные для регулирования общественных отношений путем предоставле­ния их участникам прав и возложения на них обязанностей. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав.

По форме предписания или способам воздействия на общественные от­ношения нормы подразделяются на обязывающие, управомочивающие, зап­рещающие.

Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру воз­можного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздержи­ваться от определенных действий.

В соответствии с этим критерием классификации выделяются, поощри - тельные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества.

Императивные нормы носят характер категорического предписания, кото­рое не может быть реализовано как-то иначе участниками правоотношений. Диспозитивные нормы допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения.

Выделяются также рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений компетентных органов о путях решения определен­ных вопросов, которым в случаях их принятия придается юридическое зна­чение.

Правовые нормы можно классифицировать и по юридической силе, они могут быть нормами закона, если содержатся законах, и подзаконными нормами, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.).

По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), и нормы с неопределенным сроком действия, т.е. постоянные.

По месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (определённой местности), а так же локальные нормы, т.е. нормы, По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они под­разделяются на общие и специальные. В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нор­мативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, от­сылочные нормы и бланкетные нормы.

Предмет общей теории права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым принято понимать совокупность изучаемых закономерностей образования, функци­онирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной действительности. Иными словами, предмет исследования на­уки - это то, что соответствующая наука изучает.

Юридическая наука (юриспруденция), как и любая иная наука, также име­ет свой предмет исследования. Общая теория государства и права относит­ся к общетеоретической части юриспруденции и имеет собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возник­новения, функционирования и развития государства и права, их сущность, содержание, формы и социальное назначение. Однако в учебной и научной литературе встречаются и иные трактовки предмета общей теории государ­ства и права, отличающиеся более широким содержанием. Наряду с упомяну­тыми закономерностями некоторые авторы к ее предмету относят определен­ные правовые категории, характерные признаки, черты государственных и правовых явлений и сами эти явления (механизм государства, право, правосоз­нание, правоотношения, правопорядок, юридическую ответственность и т.д.)1.

В связи с тем, что при подобном подходе к предмету общей теории госу­дарства и права относятся довольно разноплановые элементы (закономер­ности, категории, инструментарий правового регулирования), встречаются попытки разграничивать понятия предмета и объекта общей теории госу­дарства и права.

Представляется более обоснованной позиция тех авторов, которые видят в предмете общей теории государства и права, как и любой другой общетео­ретической науки, именно общие закономерности становления, развития и функционирования государства и права как общественных явлений, их сущ­ность и содержание. Поскольку же познание этих закономерностей возмож­но лишь путем изучения самих государственных и правовых явлений, допустимо рассмотрение последних в качестве объекта общей теории государ­ства и права.

Методы общей теории государства и права.

В науке (и, в частности, в юриспруденции) господствующим является мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера можно классифицировать на три основных вида:

1. Всеобщий, т.е. философский, мировоззренческий метод. Его всеоб­щность, универсальность, выражается в том, что он используется во всех науках и на всех стадиях научного познания, при исследовании всех явлений окружающего нас мира, включая государство и право.

Материалистический метод характеризуется признанием в качестве определяющего фактора в общественной жизни людей материальных отно­шений, признанием первичности материи по отношению к сознанию. Иным, противоположным мировоззренческим подходом к научным ис­следованиям государства и права отличается идеалистический метод. Он характеризуется признанием определяющей роли сознания (его «первично­сти») в отношении возникновения и развития государства и права.

Диалектический метод базируется на признании того положения, что явления окружающей нас действительности находятся в непрерывном взаи­модействии, движении, изменении и развитии. Что касается метафизического метода, то это философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Этот метод в про­тивоположность диалектике рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источ­ник их развития. 2. Общие методы. Они используются в различных науках с учетом спе­цифики предмета каждой из них. В их числе методы сравнения, системно­го подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

3. Частные методы. Их главное отличие заключается в том, что они
вырабатываются и применяются только отдельной наукой, в нашем случае -
юриспруденцией, в том числе и общей теорией государства и права. Прежде
всего, это такие специально-правовые методы исследования, как формаль­но-догматический, сравнительно-правовой, структурно-правовой, тол­кования правовых норм, социально-правового эксперимента и др.

3. Место и роль общей теории права в системе общественных и юридиче­ских наук.

К числу общественных наук относится и наука о государстве и праве. Она изучает процессы их возникновения, функционирования и развития наряду с другими социальными науками. Современная правовая наука, в свою очередь, подразделяется на ряд обо­собившихся ветвей, которые могут быть объединены в три основные группы:

1. Общетеоретические и исторические правовые науки. Это, прежде
всего история государства и права и теория государства и права, исследу­ющие их сущность и содержание, условия и причины их возникновения, основные этапы и перспективы развития, специфические формы и харак­терные черты функционирования с целью определения соответствующих закономерностей. Некоторые авторы в качестве самостоятельных правовых
наук выделяют общую теорию права, философию права, социологию права,
энциклопедию права. 2. Отраслевые юридические науки. Они исследуют закономерности формирования, развития и функционирования отдельных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.

3. Специальные (прикладные) юридические науки. К их числу относят
криминалистику, судебную медицину, судебную психиатрию, судебную статистику и др. Содержание и назначение этих наук заключается в использо­вании достижений неюридических наук (физики, химии, биологии, медици­ны статистики и др.) для решения проблем юридического характера.

Общая теория государства и права выполняет особую, связующую роль между рядом общественных наук и науками юридическими. По сути, она является прямым продолжением философии, особенно той ее части, кото­рая исследует наиболее общие закономерности развития общества.

Наши рекомендации