Классификация норм права и способы их изложения в нормативных актах

Классификация юридических норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Она производится, как правило, на основе учета наиболее существенных характерных особенностей норм. В теории права признается, что в качестве оснований классификации целесо-образно выбирать признаки, свойственные норме в целом, а не отдельным ее эле­ментам, поскольку одно и то же свойство у разных элементов может быть выражено неодинаково. Таковыми являются различ­ные аспекты содержания и формы правовой нормы, функции, которые на нее возлагаются, а также метод правового регулирования и др.

Существует достаточно много оснований для классификации норм права.

В первую очередь, их можно классифицировать в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т. е. по предмету правового регулирования. Как известно, предмет регулирования является основным критерием образования отраслей права, поэтому по данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права — нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т. д. Этот вид классифи-кации облегчает выбор юридических норм и толкования при их применении. Он весьма ценен при проведении систематизации законодательства.

Поскольку в зависимости от их функциональных особенностей отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные, то можно выделять также нормы материального и процессуального права. Первые непосредственно закрепляют права и обязанности субъектов права, а вторые регулируют порядок разрешения различных дел, т. е. порядок реализации норм материального права.

По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Эти нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений.

По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права.

Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта.

Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т. е. это нормы, в которых предоставляется соответствующее право.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий.

В качестве одного из оснований классификации норм может быть взят характер предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существует два основных метода правового регулирования — авторитарный (императивный) и автономный (диспозитивный), отсюда и нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками конкретных общественных отношений. Императивными являются нормы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др.

Диспозитивные нормы — это нормы, которые допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения. Иногда эти нормы называются восполнительными. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между участниками отношений по определенным вопросам. Их диспозиции распознаются обычно по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре».

Правовые нормы можно классифицировать и по их юридической силе, т. е. в зависимости от вида нормативного правового акта, в котором эта норма содержится. В этом случае нормы могут быть законодательными, если они содержатся в законах, и подзаконными, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.). Данная классификация указывает на соподчиненность юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.

По времени действия нормы могут подразделяться на нор­мы с определенным сроком действия, т. е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределенным сроком дей­ствия, т. е. постоянные, действующие до их официальной отме­ны, а также нормы с обратной силой.

По месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства; нормы, действующие на определенной территории (в определенной местности), а также локальные нормы, т. е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии).

По кругу лиц,на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессио-нальной деятельности, принадлежности к определенной социаль-ной группе и т. п. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и
т. д. Специальные нормы распространяются только на опреде-ленный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т. п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служа-щие и др.). Например, общей нормой (ст. 43 Конституции Республики Беларусь) устанавливается продолжительность рабочего времени в зависимости от способа редакционного изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов. Различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

Прямой способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.

Отсылочные нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативных правовых актов.

Бланкетные нормы характерны тем, что в них недостаю­щие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.

Рекомендуемые источники

1. Байтин, М. И. Нормы права / М. И. Байтин. — М. : Юристъ, 1997. — 412 с.

2. Лейст, О. Э. Санкции в советском праве / О. Э. Лейст. — М. : Всесоюзный ин-т юрид. наук, 1962. — 263 с.

3. Сильченко, Н. В. Теоретические проблемы учения о нормах международного частного права / Н. В. Сильченко, О. Н. Толочко // Государство и право. — 2000. — № 1. — С. 35—39.

ТЕМА 2

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Формы (источники) права

Философская категория «форма» означает способ существования и выражения того или иного объекта, его организацию.

Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования.

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Этот термин укрепился в юридической литературе как результат признания того, что формы права являются одновременно и но­сителями юридических норм, тем «резервуаром», в котором они пребывают и из которого мы получаем, черпаем соответ-ствующую правовую информацию.

Формы (источники) права, таким образом, — это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридическая наука выделяет несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. К наиболее распро-страненным относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и др. В различных правовых системах мира в разные периоды в разных странах одновременно применялись несколько источников права. Однако в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определенные из них приобретали доминирующее значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся юридический обычай. Нормативный правовой акт (закон) начинает вытеснять обычай по мере развития и укрепления государства. С течением времени, например, на Европейском континенте он постепенно вытесняет старые обычаи и становится главным источником права. Наряду с правовым обычаем и нормативным правовым актом в некоторых государствах мира большое место в качестве источника права занимает юридический прецедент. Особенно важное значение он имеет в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада и др.).

Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми. В разные исторические периоды в одних странах преобладающую роль в качестве источников права играли судебные прецеденты, в других — нормативные правовые акты или правовые обычаи.

Правовой обычай — это сложившееся исто-рически и во­шедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкцио­нированное государством в качестве нормы права.

Следовательно, правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве обще-обязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права. В качестве примеров обычного права можно назвать такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в.), Русская Правда (Киевская Русь, XI в.) и др.

По мере укрепления и развития государственной власти обычай перестает играть определяющую роль как источник права. Он постепенно заменяется прямыми законодательными установлениями органов государства. Так, правовой обычай являлся господствующим источником права на территории средневековой Беларуси в XV—XVI вв. Однако после принятия Статута Великого княжества Литовского 1529 г. обычное право играло лишь вспомогательную роль.

В современный период правовой обычай имеет ограничен­ное применение, однако он, тем не менее, сохраняет определен­ное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира.

Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.

Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов право-творчества, содер­жащий правовые нормы. Это акт право-творческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению него­сударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, в котором содержатся обще-обязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т. д.), и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности. Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не являются нормативными правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они, тем самым, применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индиви-дуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативных правовые акты, т. е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами.

По сравнению с другими источниками права, нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативным правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходи­мости, осуществлять контроль за его исполнением и т. д.

В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник используется достаточно широко (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика).

Система нормативных правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции. На верхней ступеньке этой системы стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативные правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависит от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт.

Юридический прецедент (судебный или административ­ный) как источник права используется не во всех странах. Но, как уже упоминалось, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь, суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения анало-гичных дел.

Характерные особенности юридического прецедента в современных условиях показывает практика его использования в Англии, США. Следует, однако, заметить, что даже в этих странах, где сложились сходные правовые системы, прецеденты при­числяются далеко не одинаково.

Советская юридическая доктрина не признавала в качестве источников права решения судов, даже высших инстанций, которые не считались обязательными для других судов при рассмотрении ими аналогичных дел. Советское право не знало прецедентов как способа установления норм права, что считалось проявлением строгого осуществления принципа социалистичес­кой законности.

В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием.

Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — весьма распространенное явление. Однако далеко не всегда договор является источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Прокула, Помпония, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел.

На определенных этапах истории развития общества роль источников права игралирелигиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духов­ными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписа­ниями. Под действие религиозных канонов подпадала значитель­ная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т. д.

2.2 Понятие и виды нормативных актов.
Система нормативных актов Республики Беларусь

Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативные правовые акты. В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и инструкции, решения местных представительных и исполнительных органов власти и др. Вместе с тем нормативный правовой акт не является единственной формой выражения правовых норм. Белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие их разновидности, как санкционированный обычай и нормативные договоры.

До последнего времени они не имели широкого применения. В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Нормативный договор используется как источник и во внутринациональном праве обычно называют коллективный договор. Коллективный договор, как известно, заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах предприятий или организаций и имеют локальный (местный) характер.

Поскольку наиболее характерным, основным для Респуб-лики Беларусь источником права является нормативный правовой акт, необходимо несколько подробнее рассмотреть его разновидности.

Как отмечалось, юридическая сила нормативных правовых актов зависит, прежде всего, от того, какое место в государствен­ном механизме занимает орган, его издавший.

Все нормативные правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов.

Закон — это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией. Таковым, например, является Закон о Совете Министров Республики Беларусь и др. В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной закон). В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. В Республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (стст. 138—140 Конституции Республики Беларусь). Конституция является юри­дической базой для всего действующего законодательства.

Обычные (текущие) законы должны соответствовать Кон­ституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общес­твенные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура. В качестве примеров текущих законов можно назвать законы Республики Беларусь «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности».

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь предоставлено право издания декре­тов, имеющих силу законов.

Другую группу нормативных правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом со­ответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный характер, т. е. не являться источниками права. Таковыми, например, могут быть указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания, о награждении и т. д. Те же указы, в которых содержатся правила общего характера, т. е. имеющие нормативное содержание, являются источниками права. Они не должны противоречить Конституции и другим актам законодательства. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к числу нормативных актов.

Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят подза­конный характер и издаются по важным вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления правительства обычно носят нормативный характер.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т. е. являются актами индивидуального регулирования.

Следующим видом подзаконных нормативных актов являются ведомственные акты. Они издаются центральными органами государственного управления — министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Но некоторые из министерств, государственных комитетов обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др. Наименование актов, издаваемых центральными органами управления, не определено в нормативном порядке. На практике большинство из них является приказами и инструкциями. Приказы могут быть как нормативного, так и ненормативного содержания. Инструкции же являются только нормативными.

Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить всем вышестоящим по юридической силе нормативным акта.

Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу.

Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции. Такие же акты локального значения могут принимать и руководители предприятий и учреждений.

Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций. Они обычно издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда и отдыха и др.

Наши рекомендации