Понятие правоотношения, его предпосылки и структура

Правоотношение-урегулированное нормами права и обеспечиваемое гос-вом волевое общ-ное отношение, выражающееся в конкретной связи м/у управомоченными и обязанными субъектами.

Правоотношение возникает и развивается при опред. предпосылках.Выделяют 2 вида предпосылок возникновения правоотношения:

1)Материальные (общие): - в узк. см. – опред. интересы или блага, к-е связывают субъектов права ( не менее двух) как уч-ков правоотношения; - в шир. смысле – сис-ма соц., экон-ких, полит., идеологич. обст-в, порождающих объективную необх-ть в правовом регулировании общ-ных отнош.; установление целесообразных отношений м/у субъектами посредством предоставления им юр. прав, полномочий (должностным лицам), а также возложения юр. обяз-тей и отв-ти.

2)Юридические (специальные):норма права; правосубъектность (или праводееспособность): правоспособность, дееспособность, деликтоспособность; юр. факт (может рассматриваться и как предпосылка правоотношения, и как его структурный элемент).

Стр-ра правоотношения – основн. эл-ты правоотношения (субъекты) и целесообразный сп-б связи м/у ними по поводу соц-го блага или обеспеч. публичных и частных интересов на основе субъективных прав, юр. обяз-тей, полномочий и юр. отв-ти.

Правоотношение - логически связанная конструкция всех эл-тов, где главными полюсами связи явл-ся его субъекты, реализующие юр. права, юр. обяз-ти, полномочия и юр. отв-ть ради достижения рез-та этой связи. Итак, термин «стр-ра» вбирает в себя эле-ный состав правоотношения и правовые связи м/у ними, т.е. отношения м/у субъектами.

В состав правоотношения входят след. эл-ты: субъекты;объект;субъективное право;юр. обяз-ть.

13. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

НПА—офиц. док-т установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос-го органа или путем референдума, с соблюд. установл. закон-вом РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Этим он отличается от др. актов, рассчитанных на однократное действие—актов применения права или индивиду­альных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивид. предписания приме­нения права.

Подразделяются:

*З-н-это НПА, обладающий высш. юр. силой, принятый высшим представит. органом гос-ва или на референдуме, в порядке осуществления народом законотворческой инициативы.

Стр-ра з-нов:* Констит. – обладает наивысшей юр. силой, определяет правовую стр-ру гос-ва, явл-ся правовой основой гос-ва, действует на террит. всей страны;* Органические з-ны – направлены на дальнейшее развитие конституц. норм, но не в рамках конституц, а действуют самост-но, однако не должны противоречить констит.* Обыкновенные(текущие) з-ны – регулируют многообразные общ-ные отношения, требующие к себе повышенное внимание.* Отраслевые з-ны – регулируют конкретные достаточно узкие группы общ-ных отношений, разделенных по отраслям.

*Подзаконные акты–нормат. правовые акты, к-е принимаются на основе и во исполнение з-нов, конкретизируют порядок реализации з-нов. Сис-ма подзаконных актов –механизм выполнения з-нов. Стр-раподзаконных актов: 1. Указы Президента и декреты (действуют на террит. всей республики); 2. Постановленияи распоряжения Правительства, обязат. к исполнению на всей террит., но только по вопросам находящимся в его юрисдикции; 3. Нормат. акты, принимающиеся мин-вами, ведомствами, гос. комитетами носят отраслевой хар-ер-отличаются большим многообразием (приказы,решение коллегии,инструкции,правила,положения,уставы, *распоряжения).4.Решения мест. органов власти. 5.Локальные нормативные акты – приказы и решения, к-е в праве принимать уполномоченные на то должностные лица: прокурор, глава администрации.

Общими требованиями, предъявляемыми к НПА по З-ну РБ "О НПА РБ", явл-ся:1. соответствие их пр-пам нормотворч. деят-ти (конституционности); 2.соответствие актов нижестоящих гос. органов (должностных лиц) актам Главы гос-ва и вышестоящих гос. органов; 3.приоритет общепризнанных принципов Международного права; 4.защита прав и свобод, законных интересов граждан и соц-ной справедливости, научности, согласованности НПА с иными нормат. правовыми актами; 5.принятие их уполномоченным на то органом в пределах своей компетенции соответствие акта нормотворческой технике.

Нормат. акты управления многосторонние. Их можно клас-ть по разл. основаниям. В зав-ти от издающего органа акты неодинаковы по юр. силе. Акты вышестоящих органов имеют большую юр. силу, нежели акты нижестоящ. По этой причине акты нижестоящ. должны соответствовать актам вышестоящ. органов. Вышестоящ. могут отменять и изменять акты нижестоящ. органов. Акты органов общей компетенции (Совета Мин-ров РБ, местных исполнит. комитетов) возвышаются над актами отраслевой и межотраслевой компетенции и т.п.

Наши рекомендации