Характеристика основных правовых семей

Романо-германская правовая семья возникла в Европе в результате усилий университетов, которые вырабатывали с 17 в. на базе кодификаций Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. В результате колонизации и рецепции романно-германская семья распространилась на другие территории.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы. При этом в ней выделяют две ветви: романскую (Франция, Бельгия, Италия) с ведущей ролью национальной правовой системы Франции и германскую (ФРГ, Австрия, Щвейцария) с ведущей ролью ФРГ.

На первый план здесь выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

Господствующая роль в системе источников права отведена нормативным правовым актам. Система права делится на частное и публичное, подразделяется на отрасли. Законодательство кодифицируется.

Англо-саксонская правовая семья. В 1066 году Англия была завоевана норманцами. Завоевание принесло в Англию сильную централизованную власть, опыт административного управления. Феодалы объединялись около короля, который и только он мог жаловать им земли, что исключало соперничество между королем и феодалами.

Общее право родилось в противовес местным обычаям и церковным нормам. Это было право, общее для всей Англии. Оно создавалось королевскими судами (Вестминстерскими, где они заседали с 13 в). Королевские суды сначала решали ограниченное количество дел, связанных с финансами, собственностью на землю, тяжелыми уголовными преступлениями. Затем сфера их юрисдикции расширилась, т.к. рассмотрение дел было платным и пополняло казну.

Особенности англо-саксонского права.

1) Создается судами. Особая процедура подачи иска. Например, Вестминстерские суды не рассматривали дела по обязательствам (вытекающим из договоров). Поэтому нужно было найти какой-то другой вид иска, подсудный этому суду:

- Наниматель, хранитель, перевозчик являются обязанными не в силу взятых на себя обязательств, а в силу того, что они удерживают у себя чужую вещь (отношения собственности).

- Иск о правонарушении деликтного характера преподносился как противоправное посягательство на личность, землю, имущество истца.

2) Нет деления на частное и публичное право. Точнее, существует только публичное право. Суды, для которых существовал единственный интерес – интерес королевства, получили полную юрисдикцию. Суды, рассматривавшие ранее частные споры, исчезли. Все тяжбы, подсудные королевскому суду, рассматривались как споры публично-правового характера, т.к. связаны с предписаниями короля не нарушать право, а нарушение рассматривалось как нарушение приказа властей.

3) Норма права менее абстрактна, чем норма романно-германского права и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Норма права – это положения, которые берутся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями. Нет деления на императивные и диспозитивные нормы.

4) Структура англо-саксонского права: нет деления на отрасли, выделяется лишь общее право и право справедливости.

Наряду с судами Вестминстера из-за их ограниченной компетенции и упадка других судов можно было обратиться прямо к королю за справедливостью. Жалоба подавалась через лорд-канцлера и направлялась на рассмотрении в Совет. Для того, чтобы не возникло конфликта между общими судами и судом справедливости, было принято молчаливое согласие парламента о том, что канцлерский суд будет рассматривать дела только в соответствии с прецедентами права справедливости.

Право справедливости – это право в совокупности с законами морали. Например, по общему праву при неисполнении договора можно взыскать только убытки. Но сторона заинтересована в том, чтобы получить и то, что ей обещано по договору. Это возможно по суду канцлера.

Особенности права справедливости

- Право справедливости действует в отношении конкретных лиц путем выдачи приказов.

- оно действует на основе письменных документов без присяжных.

- оно может применяться только канцлером.

- у канцлера можно просить то, чего нет в общем праве.

5) Источники англо-саксонского права

- судебные прецеденты;

- закон. Он должен точно применяться судьями. Его нормы инкорпорируются в англосаксонское право только в том случае, если будут неоднократно применены судами;

- обычай. Он имеет ограниченное значение и признается в качестве источника права, если является старинным, т.е. возникшим и применявшимся до 1189 года.

- доктрина. Казуистический аспект права предполагает множество пробелов, и разум признается вспомогательным источником права, призванным восполнить эти пробелы.

Право США.

Поскольку США являлись английскими колониями, там использовалось общее право. Однако действие его в некоторой степени ограничивалось: общее право применялось только в той мере, в какой его нормы соответствовали условия колонии. Кроме того, укоренению общего права в США мешали и другие факторы: не было юристов, детально знающих процесс; право носило феодальный характер, что не соответствовало общественным отношениям и т.д. В результате применялось право, основанное на Библии, присутствовала свобода судебного усмотрения.

В 18 веке появляется идея самостоятельного американского права, проводится кодификация (создается Конституция, Гражданский кодекс 1808года), устанавливается запрет ссылаться на английские решения.

Однако все же в основу американского права было положено общее право, что было связано с использованием английского языка и английским происхождением населения страны. Но оно приобрело специфический характер.

Социалистическое право. Оно присуще странам, которые ранее принадлежали к романно-германской правовой семье. Так, оно сохранило такие черты, как общий характер нормы права, значение закона.

Отличие состоит в том, что руководители социалистических стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. Следовательно, единственный источник социалистического права – революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого КПСС. Законодатель стремится создать новый экономический строй, при котором средства производства обобществлены, сфера отношений между гражданами меньше, чем ранее. Частное право уступает господствующее место публичному праву.

Другие правовые системы руководствуются двумя принципами: одни признают ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе (мусульманское, индусское, иудейское право); вторые отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться по-другому (Дальний Восток, Африка, Мадагаскар).

В мусульманских странах право связано с религией ислама, в Индии – с учениями о справедливости, богатстве и власти. Это общества, где достигнута высокая степень соответствия между представлением о справедливости, позитивным правом и нравами. Нормы права западного образца здесь фрагментарны, нестабильны, плохо скоординированы, а право видится не в законах, обычаях или судебной практике, а в чем-то другом.

Мусульманское право

Мусульманское право – одна из сторона религии ислама. Эта религия содержит теологию (т.е. догмы, во что должен верить мусульманин) и шариат («путь следования» - то, что должен делать мусульманин).

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

- Коран – священная книга ислама;

- Сунна – традиции, связанные с посланием Бога;

- Иджма – единое соглашение мусульманского общества;

- Кияс – суждения по аналогии

Коран содержит высказывания Аллаха последнему из его пророков Магомету. В них содержатся правила поведения, которые устанавливают личный статус, гражданское, уголовное, конституционное право, положения в сфере экономики и финансов, судебную процедуру, международное право.

Сунна включает высказывания пророка Магомета. Они могут служит для выработки правовых норм.

Иджма содержит обоснование решений, вытекающих из Корана или Сунны. Судья при рассмотрении дела ищет мотивы для решения в Иджме.

Кияс – рациональное толкование Корана и Сунны.

Особенности мусульманского права: казуистичность предписаний, архаический характер ряда институтов, отсутствие систематизации.

Индусское право

Индусское право – это право общины, которая исповедует индуизм.

Индуизм не знает западной концепции, согласно которой все люди равны перед Богом. Для индуизма человек – это простая абстракция. При этом все люди с рождения делятся на социально иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, а также мораль.

Нормы о поведении людей изложены в книгах – шастрах. Поскольку мир покоится на 3 основах и поведение людей определяют три силы – добродетель, интерес и удовольствие, существует три вида шастр.

Шастры учат, как люди должны себя вести, чтобы быть угодными Богу, это наука дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть и специальному искусству руководить – это наука артха (наука пользы и политики). Наука удовольствий – кама.

Дхарма основана на веровании, что существует всемирный порядок, вытекающий из природы вещей и необходимый для сохранения мира. Дхарма говорит о поведении людей, не различая религиозные и юридические обязанности (например, наказание за грехи). Стержень дхармы – комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

Помимо указанных источников, имеют значение обычно-правовые нормы, и справедливость. Обычно-правовые нормы исходят из условия места и времени и поэтому не связаны с божественным предписанием, лежащим в основе дхармы. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права, т.к. это меры, вызванные временной необходимостью и могут быть изменены.

В настоящее время наблюдается стремление заменить индусское право национальным, применение которого не зависит от религиозной принадлежности граждан. Национальное право включает все законы Индии, имеющие всеобщее применение. Это право, которое возникло в период английского господства для регулирования отношений между всеми людьми вне зависимости от их вероисповедания.

Современная принадлежность к семье общего права определилась терминологией и понятийным фондом. Правило прецедента допускается, большое значение имеет судебная процедура.

Право Китая

В Китае, на Дальнем Востоке право не считается фактором порядка и справедливости, оно орудие произвола. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем; его образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Главная идея (не религиозная догма) - постулат о существовании космогонического строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди – хозяева своих поступков. Поэтому от того, как люди будут себя вести, в мире будет порядок или хаос. При этом существует два вида гармонии: между человеком и природой и человеком и человеком. В этом смысле согласительные процедуры ценнее правосудия. Законы рассматриваются как средство устрашения. К тем, кто ими руководствуется, относятся презрительно.

Обычное право

Африка к югу от Сахары, Мадагаскар жили по правилам обычая. Повиновение ему – дело добровольное. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки. Чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил. У каждой общины существовали собственные нравы и обычаи.

В представлении африканца обычай связан с мифическим строем универсума. Повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь самую невероятную негативную реакцию духов земли, т.к. естественное и сверхъестественное поведение людей и поведение природы связано.

В случае конфликта судья не стремится дать каждому то, что причитается. Справедливо то, что обеспечивает сплоченность группы

Наши рекомендации