Внешнеэкономических связей, экономики и права»
Внешнеэкономических связей, экономики и права»
В г. Красноярске
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Красноярск 2013
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В Г. КРАСНОЯРСКЕ
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
Г.А. Овчинников
« 20 » марта 2013г.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Красноярск 2013
ББК 67.400
К65
Конституционное право: рабочая программа дисциплины по
направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») – Красноярск: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2013 г.- 67 с.
Настоящая рабочая программа подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр». Программа предназначена для студентов очно-заочной и заочной форм обучения с целью оказания им помощи как при подготовке к семинарским занятиям и экзамену, так и в межсессионный период.
Наряду с учебно-тематическими планами и содержанием курса в материалах содержатся планы семинарских занятий, задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ студентами заочной формы обучения, тесты для проверки остаточных знаний, вопросы для подготовки к экзамену и список рекомендованной литературы.
Материалы рабочей программы обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 7 от 20.03. 2013г.
Автор-составитель:
Тепляшин И.В., канд. юрид. наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске.
Рецензенты:
В.С. Ткаченко, зам. директора филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, канд. юрид. наук, доцент;
© Филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске
© И.В. Тепляшин
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………5
2. Место учебной дисциплины в структуре ООО ВПО…….………………..
3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….………..10
4. Учебно-тематические планы занятий……….……...…...…………………11
5. Содержание учебной дисциплины (модуля)……………………………..
5.1 Содержание учебной дисциплины…………………………….…………
5.2. Планы семинарских занятий………………………………….………..
6. Образовательные технологии………..……………………………………22
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ..……….24
7.1. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ ....24
7.3. Вопросы к зачету ...................................................................................28
7.4. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего
контроля (в течение семестра по темам)…………………………………..30
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)…………………………………...……………………42
9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)……………………….………………………………………………
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Конституционное право является одной из общепрофессиональных отраслевых юридических дисциплин, которая предназначенадля теоретического отражения особенностей конституционно-правового регулирования всей сферы общественных отношений в России и зарубежных странах.
Представленная дисциплина раскрывает специфические закономерности и наиболее характерные особенности становления конституционного строя в российском обществе, формирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов, вскрывает процессы, характерные для конституционно-правовых отношений.
Издание направлено на выработку единых подходов к процессу обучения студентов заочной формы, обеспечению учебного процесса учебно-методической литературой. Рабочая программа является необходимым для целенаправленного изучения представленной дисциплины. Данное издание также позволит студентам иметь общее представление о целостности курса конституционного права.
Цели и задачи изучения курса:
- познание конституционного устройства, особенностей национального конституционного права;
- уяснение значения данных знаний для последующей практической деятельности.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурные:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональные:
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
иметь представление:
- об общей теории конституционного права с формированием и развитием новых взглядов относительно ценности и значения конституционного права в правовой системе;
- о специфике конституционной отрасли;
- о.конституционныхособенностях общественного и государственного строя.
- знать:
- институты конституционного права и конституционного процесса;
- специфику правового положения и статуса граждан;
- характер конституционных прав, свобод и обязанностей личности;
- о конституционно-правовых особенностях реализации и защиты прав и свобод человека;
- особенности современной формы правления, государственного устройства и политико-правового режима, избирательной системы и избирательного права, порядка принятия и изменения конституции;
- о конституционной системе местного управления и самоуправления;
- общее содержание текущего федерального законодательства и судебной практики в сфере конституционного права;
- уметь:
- применять правовые позиции Конституционного суда по вопросам толкования и применения норм различных отраслей права;
- применять нормы конституционного права как закон прямого действия, применяемый при решении задач иных отраслей права;
- самостоятельно работать с директивными документами, научной юридической литературой, периодикой;
- дать анализ государственно-правового и конституционно-правового институтов;
- логически грамотно выразить и обосновать свою точку зрения по конституционно-правовой проблематике;
- оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями.
Передача научной информации по дисциплине предусмотрена посредством устоявшихся методических форм проведения аудиторных занятий.
Лекции читаются для студентов, приступающих к изучению дисциплины. Их цель - ознакомить студентов с основными и наиболее сложными вопросами учебного курса, а также дать рекомендации методического характера для самостоятельной работы над материалом.
Лекции содержат анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых студентами при изучении дисциплины, информируют о российских новшествах в конституционном законодательстве и практике его применения, способствуют определению места новейших российских конституционно-правовых явлений и форм в общей системе изучаемого учебного курса.
Семинарские занятия проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях. Здесь вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, увязывать теоретические положения с отечественной и зарубежной практикой конституционно-правового регулирования. Здесь также отрабатываются навыки публичных выступлений, ведения полемики и культуры речи.
В курсе «Конституционное право» предусмотрено несколько форм контроля знаний студентов.
Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала при его обсуждении на семинарских занятиях, а также при выполнении фронтальных письменных заданий.
Рубежный контроль предполагает обязательное выполнение контрольной работы в межсессионный период студентами заочной формы обучения и выполнение тестовых заданий студентами очно-заочной формы обучения в период «контрольных недель» перед экзаменами.
В качестве итогового контроля по курсу предусмотрен экзамен для студентов обеих форм обучения.
В рабочую программу кроме содержания курса включены тематика и планы семинарских занятий, методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения, тесты для проверки остаточных знаний, вопросы для подготовки к экзамену по данному курсу и список рекомендованной литературы.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООО ВПО
Предметом науки конституционного права является государственное право, закрепляющее и регулирующее:
1) совокупность юридических норм, выражающих волю правящих политических элит и определенных социально-корпоративных групп общества;
2) основные принципы о народном суверенитете, разделении властей, ответственности государства и личности друг перед другом, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
3) механизмы политической власти, ее организацию, формы и методы осуществления в российском обществе;
4) государственно-территориальную организацию власти.
Среди отраслевых юридических дисциплин конституционное (государственное) право занимает особое место и имеет важное значение в системе национального права в целом, поскольку:
- определяет исходные положения для других отраслей права, служит для них теоретической базой;
- позволяет познать особенности деятельности государственных органов, формы их взаимодействия между собой, с населением;
- раскрывает проблемы народного представительства, сущности государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, унитаризма и автономии, форм государственного и территориального устройства;
- также позволяет определить правовой статус личности, конституционные права человека и гражданина, взаимосвязьгосударства и личности;
- показывает конституционные основы организации гражданского общества и правового государства.
Дисциплина позволяет познать особенности системы государственной власти, местного самоуправления, реализации принципа разделения властей и других начал, лежащих в основе конституционно-правовых отношений.
Выводы и теоретические положения этой дисциплины способствуют углубленному усвоению специфики отечественного конституционно-правового регулирования общественных отношений, в том числе и в сферах деятельности правоохранительных органов, конституционно-правовой ответственности субъектов правовых отношений, работы институтов демократии, что является достаточно актуальным в настоящее время
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Очно-заочная форма обучения (на базе СОО) | Заочная форма обучения (на базе СОО) | Заочная форма обучения (на базе СПО) | Заочная форма обучения (на базе ВПО) |
Общая трудоемкость дисциплины | 7 зач. ед. (252 часов) | 7 зач. ед. (252 часов) | 7 зач. ед. (252 часов) 96ч. перезачтено | 7 зач. ед. (252 часов) |
Аудиторные занятия: | 1,7 (62) | 0,6 (24) | 0,5 (18) | 0,4 (16) |
Лекции | 0,6 (22) | 0,4 (16) | 0,3 (12) | 0,3 (12) |
семинарские занятия (СЗ) | 1,1 (40) | 0,2 (8) | 0,16 (6) | 0,1 (4) |
Самостоятельная работа: | 2,5 (190) | 6,3 (228) | 3,8 (138) | 6,5 (236) |
изучение теоретического курса | 2,5 (190) | 6,3 (228) | 3,8 (138) | 6,5 (236) |
курсовая работа | 3 семестр | 4 семестр | 3 семестр | 2 семестр |
контрольная работа | 3 семестр | |||
Итоговый контроль (зачет, экзамен) | Зачет-2с. Экзамен-3с. | Зачет-3с. Экзамен 4с. | Экзамен | Экзамен |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Учебно-тематический план для студентов
очно-заочной формы обучения (на базе полного среднего образования)
№ п/п | Наименование тем | Всего | Количество аудиторных часов | Сам. работа | ||
Всего | Лек ции | Семи нары | ||||
Второй семестр | ||||||
Конституционное право – ведущая отрасль в системе права. | ||||||
Конституционное развитие и теоретические основы (общие понятия) Конституции. | ||||||
Оcновы конституционного строя России. Формы демократии. | ||||||
Политическая система и политические институты. Общественные объединения. | ||||||
Гражданство России. Статус беженцев и вынужденных переселенцев. | - | |||||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | ||||||
Федеративное устройство Российской Федерации. | ||||||
Конституционно-правовой статус России и ее субъектов. | - | |||||
Итого за семестр: | ||||||
Третий семестр | ||||||
Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в России. | ||||||
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум в РФ. | ||||||
Институт Президента Российской Федерации. | ||||||
Федеральное Собрание Российской Федерации. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. | - | |||||
Законодательство и законодательный процесс в Российской Федерации. | - | |||||
Правительство Российской Федерации. | - | |||||
Судебная система и конституционное правосудие в России. | ||||||
Конституционные основы деятельности органов государства с особым статусом. | - | |||||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. | ||||||
Конституционные основы местного самоуправления в России. | - | |||||
Итого за семестр: | ||||||
Всего по курсу: |
3.2 .Учебно-тематический план …………………. для студентов заочной формы обучения …… … .(на базе среднего общего образования)…
№ п/п | Наименование тем | Всего | Количество аудиторных часов | Сам. работа | |||
Всего | Лек ции | Семи нары | |||||
Третий семестр | |||||||
Конституционное право – ведущая отрасль в системе российского права. | - | ||||||
Конституционное развитие и теоретические основы (общие понятия) Конституции России. | - | ||||||
Оcновы конституционного строя России. Формы демократии. | |||||||
Политическая система и политические институты. Общественные объединения. | - | ||||||
Гражданство России. Статус беженцев и вынужденных переселенцев. | |||||||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | - | ||||||
Федеративное устройство Российской Федерации. | - | ||||||
Конституционно-правовой статус России и ее субъектов. | - | ||||||
Итого за семестр: | |||||||
Четвертый семестр | |||||||
Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в России. | - | ||||||
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум в РФ. | - | ||||||
Институт Президента Российской Федерации. | - | ||||||
Федеральное Собрание Российской Федерации. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. | |||||||
Законодательство и законодательный процесс в Российской Федерации. | - | ||||||
Правительство Российской Федерации. | |||||||
Судебная система и конституционное правосудие в России. | - | ||||||
Конституционные основы деятельности органов государства с особым статусом. | |||||||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. | - | ||||||
Конституционные основы местного самоуправления в России. | |||||||
Итого за семестр: | |||||||
Всего по курсу: |
……. 3.3 Учебно-тематический план …………………. ….для студентов заочной формы обучения …… (на базе среднего профессионального образования)…
№ п/п | Наименование тем | Всего | Количество аудиторных часов | Сам. работа | ||
Всего | Лек ции | Семи нары | ||||
Конституционное право – ведущая отрасль в системе российского права. | ||||||
Конституционное развитие и теоретические основы (общие понятия) Конституции России. | ||||||
Оcновы конституционного строя России. Формы демократии. | ||||||
Политическая система и политические институты. Общественные объединения. | ||||||
Гражданство России. Статус беженцев и вынужденных переселенцев. | ||||||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | ||||||
Федеративное устройство Российской Федерации. | ||||||
Конституционно-правовой статус России и ее субъектов. | ||||||
Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в России. | ||||||
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум в РФ. | ||||||
Институт Президента Российской Федерации. | - | |||||
Федеральное Собрание Российской Федерации. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. | ||||||
Законодательство и законодательный процесс в Российской Федерации. | ||||||
Правительство Российской Федерации. | ||||||
Судебная система и конституционное правосудие в России. | - | |||||
Конституционные основы деятельности органов государства с особым статусом. | ||||||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. | ||||||
Конституционные основы местного самоуправления в России | - | |||||
Всего по курсу: | Из них 96ч. переаттестовано |
….3.4 Учебно-тематический план …………………. …для студентов заочной формы обучения …… (на базе высшего профессионального образования)
№ п/п | Наименование тем | Всего | Количество аудиторных часов | Сам. работа | ||
Всего | Лек ции | Семи нары | ||||
Второй семестр | ||||||
Конституционное право – ведущая отрасль в системе права. | - | - | - | |||
Конституционное развитие и теоретические основы (общие понятия) Конституции. | - | |||||
Оcновы конституционного строя России. Формы демократии. | ||||||
Политическая система и политические институты. Общественные объединения. | - | |||||
Гражданство России. Статус беженцев и вынужденных переселенцев. | ||||||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | ||||||
Федеративное устройство Российской Федерации. | ||||||
Конституционно-правовой статус России и ее субъектов. | ||||||
Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в России. | - | |||||
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум в РФ. | ||||||
Институт Президента Российской Федерации. | - | |||||
Федеральное Собрание Российской Федерации. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. | ||||||
Законодательство и законодательный процесс в Российской Федерации. | - | |||||
Правительство Российской Федерации. | ||||||
Судебная система и конституционное правосудие в России. | - | |||||
Конституционные основы деятельности органов государства с особым статусом. | ||||||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. | ||||||
Конституционные основы местного самоуправления в России. | - | - | - | |||
Всего по курсу: |
Содержание курса
Российской Федерации
Избирательное право в Российской Федерации как конституционно-правовой институт. Понятие, особенности, становление. Правовые источники избирательного права и законодательное регулирование в России. Избирательное право как субъективное право.
Принципы избирательного права – понятие и особенности. Всеобщее избирательное право. Избирательные цензы. Прямые выборы. Равное избирательное право. Тайное голосование. Организация и проведение выборов. Отличие выборов от референдума.
Избирательные системы. Мажоритарная избирательная система, порядок применения. Пропорциональная избирательная система, виды, особенности в РФ.
Понятие и стадии избирательного процесса в Российской Федерации. Назначение выборов. Образование избирательных округов. Избирательные комиссии. Составление списков избирателей. Субъекты права выдвижения кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок голосования.
Избирательные участки. Избирательные комиссии – порядок образования, состав и компетенция. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательного права.
Особенности выборов отдельных должностных лиц России и субъектов РФ. Проведение выборов по отдельным избирательным округам и довыборы. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в России.
Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации.
России
Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ. Виды судебных органов. Современное реформирование судебной власти.
Осуществление судебной власти. Конституционные принципы деятельности судов. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти.
Конституция Российской Федерации о видах, статусе, порядке образования высших судебных органов Федерации и федеральных судов, роли Президента Российской Федерации и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти. Конституционные принципы судопроизводства в Российской Федерации.
Конституция об институте присяжных заседателей. Конституционное закрепление прав обвиняемых в уголовном судопроизводстве и потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.
Развитие законодательства о судебной системе в Российской Федерации.
Верховный Суд РФ и районные (городские) суды: конституционно-правовые основы формирования, принципы организации и деятельности: независимость судей, коллегиальность, равенство граждан перед законом и судом, гласность.
Конституционные основы организации и деятельности арбитражных судов. Виды, порядок формирования, компетенция.
Конституционное правосудие в Российской Федерации – понятие и сущность. Формы конституционного правосудия: конституционный контроль и конституционный надзор. Виды и модели конституционного контроля.
История возникновения и развития конституционного контроля в России. От Комитета конституционного надзора СССР до современного Конституционного Суда России. Место и роль Конституционного Суда как органа конституционного правосудия в Российской Федерации.
Конституционный суд РФ: порядок избрания, состав, компетенция. Роль Конституционного суда в защите прав и свобод граждан, обеспечении конституционной законности. Государственные формы деятельности Конституционного суда, акты, их правовая сила.
Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.
Статус судьи Конституционного Суда и гарантии его независимости. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Процедуры обращения в Конституционный Суд. Организационные формы конституционного судопроизводства.
Проблемы регулирования судебной системы субъектов Федерации (краев, областей) в их учредительных актах. Становление органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации.
План семинарских занятий
Формы демократии
Вопросы:
1. Понятие и признаки конституционного строя России.
2. Соотношение конституционного и государственного строя.
3. Содержание основ конституционного строя.
4. Понятие и признаки демократии.
5. Классификация форм демократии.
Литература:
[1, 3, 4, 13, 39, 123, 195-196, 203-204, 212, 214, 220]
Вариант 1
1. Каковы особенности предмета и метода конституционного права России? Каковы особенности конституционных отношений?
2. Найдите основные сходства и различия в формировании парламентов США и Франции.
3. Укажите правильный ответ (ответы): Каковы основания приобретения гражданства РФ:
А) В результате приема в гражданство РФ.
Б) В порядке регистрации.
В) По рождению.
Г) В порядке переезда на постоянное место жительства в РФ.
Д) Оптация.
Вариант 2
1. Перечислите и дайте характеристику принципов федеративного устройства РФ. Какие, на ваш взгляд, факторы обусловили федеративную форму государственного устройства России?
2. Каково, по вашему мнению, значение института роспуска парламента? В каких случаях может быть распущен парламент Германии?
3. Укажите правильный ответ (ответы): Основания досрочного отстранения Президента РФ от должности:
А) Нарушение положений Конституции РФ.
Б) Совершение государственной измены.
В) Болезнь свыше 4-х месяцев.
Г) Двукратное в течении трех месяцев недоверие, выраженное Государственной Думой РФ.
Д) Совершение преступления.
Вариант 3
1. Охарактеризуйте основные юридические свойства Конституции РФ. В чем заключается главное отличие Конституции РФ от федеральных конституционных законов РФ?
2. Какая структура парламентов существует в конституционной практике зарубежных стран? Опишите структуру парламента Великобритании.
3. Укажите правильный ответ (ответы): Может ли лицо быть лишено гражданства РФ:
А) Нет, не может ни при каких обстоятельствах.
Б) Может по усмотрению государственных органов.
В) Может в случае выезда на постоянное место жительства за границу.
Г) Может в случае совершения государственной измены.
Д) Может по решению Президента РФ.
Вариант 4
1. Охарактеризуйте конституционные основы местного самоуправления в РФ. Дайте определение местному самоуправлению. Каковы главные признаки местного самоуправления?
2. Перечислите известные вам государства Европы, являющиеся по форме своего правления монархиями.
3. Укажите правильный ответ (ответы): Указ Президента РФ, противоречащий Конституции РФ, может быть признан таковым:
А) Верховным Судом РФ.
Б) Высшим Арбитражным Судом РФ.
Б) Конституционным Судом РФ.
В) Советом Федерации РФ.
Г) Квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы РФ.
Вариант 5
1. Составьте схему взаимоотношений Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Какова роль Президента РФ в данных конституционных отношениях?
2. признаки положены в основу классификации конституций? К каким классификационным видам можно отнести Конституцию Франции?
3. Укажите правильный ответ (ответы): Полномочия депутата Государственной Думы РФ могут быть прекращены досрочно по следующим основаниям:
А) Утрата гражданства РФ.
Б) Неоднократное нарушение регламента работы Государственной Думы РФ.
В) Отзыв избирателями избирательного округа или избирательным объединением.
Г) Постоянная преподавательская деятельность.
Д) Призыв депутата на военную службу с его согласия.
Вариант 6
1. Перечислите принципы организации и деятельности органов государственной власти России. Какие из этих принципов можно отнести к деятельности Центральной избирательной комиссии?
2. Назовите основные системы престолонаследия. Какая система существует в Великобритании?
3. Укажите правильный ответ (ответы): Президентом РФ может быть лицо, которое удовлетворяет следующим требованиям:
А) Гражданство РФ.
Б) Возраст не менее 40 лет.
В) Ранее не имел судимости.
Г) Имеет высшее образование.
Д) Признан специальной комиссией психически здоровым.
Вариант 7
1. Найдите отличия между федеральным законом и федеральным конституционным законом. В чем заключается главное отличие? По каким вопросам в России еще не приняты федеральные конституционные законы?
2. Перечислите несколько государств Европы с «сильными» и «слабыми» парламентами, соответственно.
3. Укажите правильный ответ (ответы): В совместном ведении Российской Федерации и республики Российской Федерации находятся:
А) Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
Б) Внешнеэкономические отношения.
В) Управление федеральной государственной собственности.
Г) Государственные награды и почетные звания РФ.
Д) Гражданство в РФ.
Вариант 8
1. Какой основной принцип положен в основу распределения полномочий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой РФ? Почему назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ осуществляется в рамках полномочий Государственной Думы РФ?
2. Какие вам известны государства – участники СНГ, имеющие сложное унитарное устройство?
3. Укажите правильный ответ (ответы): Президент РФ:
А) Распускает Государственную Думу РФ по своему усмотрению.
Б) Имеет право отклонения принятых Ф<