У. Беджгот. Английская Конституция (Извлечение)
(Уолтер Беджгот (3 февраля 1826 г.—24 марта 1877 г.) — английский экономист, историк, политолог, писатель, издатель журнала «Экономист». Книгу «Английская Конституция» опубликовал в журнальном варианте в 1865 г., отдельным изданием она вышла в 1867 г. Эта выдающаяся работа отвергает традиционную теорию о том, что английская Конституция гарантирует свободу гражданам путем соблюдения принципа разделения властей; автор показал зависимость правопорядка в стране от слияния исполнительной и законодательной властей и реальную роль Кабинета министров в принятии решений парламентом. До сих пор названный труд У. Беджгота считается классическим и регулярно переиздается).
Существуют два мнения об английской Конституции, которые имеют огромное влияние, но которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа английского государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.
Согласно другому мнению, особое преимущество британской Конституции основывается на уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Короли, лорды и общины в соответствии с этой теорией представляют не только внешнюю форму, но также внутреннюю движущуюся сущность, жизненную энергию Конституции. Великая теория, именуемая теорией «сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической литературе, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие отрицательные тенденции, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хорошее правление строится не только несмотря на противодействующие друг другу тенденции, но и благодаря им.
Вследствие этого считается, что основные характерные свойства английской Конституции не могут проявиться в странах, где отсутствуют условия для монархии или аристократии. Полагают, что эта Конституция представляет лучшее, какое только можно представить, применение политических элементов, которое большинство государств современной Европы унаследовало от средневекового периода. Полагают, что из этого материала нельзя сделать ничего лучшего, чем английская Конституция; но полагают также, что основные части английской Конституции не могут быть созданы, если не использовать эти материалы. Однако эти элементы представляют собой случайные явления определенного периода и определенной страны; они встречаются только на протяжении одного или двух веков человеческой истории и в немногих странах. Соединенные Штаты не могли бы стать монархическим государством, даже если конституционный Конвент постановил бы об этом и даже если бы это решение было ратифицировано штатами. Мистическое почтение, религиозная преданность, которые являются сутью истинной монархии, не поддающиеся воображению чувства, которые никаким законодательством нельзя вызвать в народе. Эти полусыновьи чувства по отношению к существующему правлению являются такими же, какими являются настоящие сы-новьи чувства в повседневной жизни. Так же, как невозможно выбрать себе отца, нельзя искусственно установить монархию: особое чувство отцовства невозможно создать искусственно, аналогичным образом нельзя создать и чувство по отношению к монархии. Если практическая часть английской Конституции могла бы быть создана в результате удивительного сосредоточения средневековых материалов, то она наполовину представляла бы исторический интерес, и ее роль в качестве модели была бы весьма ограничена.
Для понимания английских или других учреждений, создававшихся в течение многих веков, осуществляющих всеобъемлющую власть над разнородным населением, необходимо разделить эти учреждения на две категории. В таких конституциях имеются два элемента (на самом деле это разделение нельзя сделать с микроскопической точностью, ибо гений великих дел испытывает отвращение к точности деления): первый элемент тот, который вызывает и сохраняет уважение населения,— величественный элемент, если я могу так его назвать; другой — деятельный элемент, посредством которого Конституция фактически работает и управляет. Имеются две великие цели, которые каждая конституция должна достичь, чтобы быть эффективной, каждая старая и знаменитая конституция должна их выполнять безупречно: каждая конституция прежде всего должна сначала заработать авторитет, а затем пользоваться авторитетом; она должна прежде всего завоевать преданность и доверие народа и затем применить этот авторитет в делах управления.