Ликвидация юридического лица в принудительном порядке

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена в при­нудительном порядке по решению суда в следующих случаях:

1) грубые нарушения закона, допущенные при создании юри­дического лица и носящие неустранимый характер;

2) осуществление юридическим лицом деятельности без надле­жащего разрешения (лицензии);

3) осуществление юридическим лицом деятельности, запре­щенной законом;

4) осуществление юридическим лицом деятельности с неодно­кратными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

5) систематическое осуществление общественной или религи­озной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям (п. 2 ст. 61 ГКРФ);

6) Несостоятельность (банкротство) коммерческой организа­ции, потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда;

7) недостаточная стоимость имущества коммерческой органи­зации, потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда для удовлетворения требований кредиторов данных юриди­ческих лиц (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ);

8) в иных случаях, предусмотренных законом для определен­ных видов юридических лиц, например при выбытии состава уча­стников ниже допустимого законом уровня (п. 1 ст. 76, ст. 81 ГК РФ) и др.

100. Ликвидация юридического лица по решению его учре­дителей

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его уч­редителей, в частности, в связи с истечением срока, на который со­здано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация юридического лица преду­сматривает следующие стадии:

1) принятие решения о ликвидации юридического лица учреди­телями (участниками) этого лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами;

2) незамедлительное письменное сообщение о данном решении в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юри­дическое лицо находится в стадии ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ);

3) назначение учредителями ликвидационной комиссии (лик­видатора) и установление порядка и сроков ликвидации юридиче­ского лица (п. 2 ст. 62 ГК РФ);

4) публикация в органах печати, в которых публикуются дан­ные о государственной регистрации юридического лица, о его лик­видации и о порядке и сроке заявления требований его кредитора­ми (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При этом срок предъявления требований кредиторами, который должен быть не менее двух месяцев;

5) составление промежуточного ликвидационного баланса, ут­верждаемого учредителями юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ);

6) завершение расчетов с кредиторами. При недостаточности средств юридического лица ликвидационная комиссия осуществ­ляет распродажу его имущества (п. 3 ст. 63 ГК РФ);

7) составление окончательного ликвидационного баланса, ут­верждаемого учредителями (участниками) юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ);передача оставшегося имущества юридического лица учреди­телям (участникам), имеющим вещные или обязательственные пра­ва на него, если иное не предусмотрено законом (п. 7 ст. 63 ГК РФ); ^

8) внесение записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

101. Обязательная процедура получения согласия антимоно­польной службы на реорганизацию юридического лица

Получение согласия антимонопольной службы на реорганизацию юридического лица необходимо в случаях:

1) создания, слияния и присоединения объединений коммер­ческих организаций (союзов, их ассоциаций);

2) слияния и присоединения коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. ми­нимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

3) ликвидации и разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению хозяйст­вующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда лик­видация осуществляется по вступившему в законную силу реше­нию арбитражного суда (ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

102. Основные отличия коммерческих организаций от не­коммерческих

Основные отличия коммерческих организаций от некоммерческих состоят в следующем:

1) целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, а некоммерческих организаций — выполнение уставных социальных задач (п. 1 ст. 50 ГК РФ);

2) в силу этого коммерческие организации обладают общей правоспособностью, в то время как некоммерческие — специаль­ной правоспособностью;

3) коммерческая организация должна иметь фирменное наиме­нование, а некоммерческая - содержать указание на характер сво­ей деятельности (ст. 54 ГК РФ);

4) предпринимательская деятельность является основной для коммерческих организаций, в то время как некоммерческие орга­низации вправе заниматься ею лишь постольку, поскольку это слу­жит достижению целей, ради которых они созданы;

5) прибыль коммерческих организаций делится между их участ­никами, а прибыль некоммерческих — идет на достижение тех це­лей, для исполнения которых они созданы;

6) виды организационно-правовых форм коммерческих орга­низаций исчерпывающе определены нормами ГК РФ, в то время как виды некоммерческих организаций могут дополнительно пре­дусматриваться иными законами.

Наши рекомендации