Основные обязанности граждан

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Среди них можно выделить обязанности, различные по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие связаны с его статусом как члена местного сообщества.

Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д.).

Всеохватывающий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом — рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т. п.

Все обязанности определяются в различных формах. Значительная их часть устанавливается правовыми нормами. К этому причастны все без исключения отрасли права, каждая — в сфере отношений, составляющих ее предмет.

Конституционно-правовое регулирование в целом также связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет в этом двоякую роль.

Как и все отрасли, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта Конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем, конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

носят всеобщий характер,

не зависят от конкретного правового статуса лица,

закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации;

Как отмечалось выше, сущность гражданства выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий.

Их соблюдение обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Ответственность за несоблюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно относится. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого - лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).

Режим законности — незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, жизни каждого человека.

Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась.

Это можно объяснить тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного по сути дела собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций. Налоги с населения составляли очень малую величину.

Впервые обязанность граждан платить налоги была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

В связи с этим, значение налогов граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняются.

Имеет значение также и то обстоятельство, что в закреплении такой обязанности прежде не было необходимости, так как все налоги добровольно-принудительно вычитались из зарплаты в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны лица.

В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы заполнять декларации о доходах.

Поэтому обязанность платить налоги в новой Конституции Российской Федерации закреплена как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим самым государство содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан — уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.

Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что законодательство, устанавливающее новые налоги или ухудшающее положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. Эта деятельность осуществляется всеми звеньями общественной и государственной структур. В ней должен участвовать и каждый человек — главный «потребитель» природы.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие их нормы определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.

Сохранение природы и окружающей среды, в результате их варварского использования за все предшествующие годы советской власти, трансформировалось в необходимость их восстановления, спасения от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т. д.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

В настоящее время осуществляется подготовка реформы армии, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Наши рекомендации