Производство в кассационной инстанции
(ст. 325-355 УПК)
Приговоры любого суда, кроме Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в вышестоящий суд. Это может быть сделано в течение 7 суток со дня провозглашения приговора.
Кассационный протест приносится прокурором, а кассационная жалоба — обвиняемым, его защитником, а также и некоторыми другими участниками процесса.
Суд может оставить приговор в силе, отменить его с прекращением дела либо направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, а также изменить приговор. Во всех случаях положение осужденного может быть ухудшено только по протесту прокурора или жалобе потерпевшего, но не по жалобе осужденного или других лиц. Основаниями к отмене или изменению приговора могут быть:
односторонность или неполнота расследования или судебного следствия;
несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, обстоятельствам дела;
существенное нарушение уголовно-процессуального закона;
неправильное применение уголовного закона;
несоответствие наказания тяжести преступления и личности осужденного.
Указания по делу, данные судом кассационной инстанции, обязательны при производстве дополнительного расследования и при вторичном рассмотрении дела судом.
Дополнительные замечания
Мы рассмотрели лишь основной ход уголовного процесса. Таким он бывает по большинству дел. Однако нередко уголовный процесс протекает иначе, что также закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве.
Так, определенными особенностями отличается расследование дел в отношении несовершеннолетних (ст. 391—402 УПК), а также производство (в следственных органах и в суде) по применению принудительных мер медицинского характера. Последние применяются в отношении лиц, совершивших деяния в состоянии невменяемости или заболевших после их совершения душевным заболеванием (ст. 403—413 УПК).
По некоторым делам, не представляющим сложности, расследование может вообще не проводиться — вместо этого применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов (ст. 414— 419 УПК).
Существенные отличия имеет производство в суде присяжных (ст. 420—466 УПК), которое постепенно вводится в практику. Главные особенности такого производства заключаются в том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления решается не судьей, а коллегией присяжных заседателей в составе 12 человек. Приговор же выносится председательствующим — профессиональным судьей. Вердикт (решение) присяжных заседателей о невиновности подсудимого влечет обязательное постановление председательствующим оправдательного приговора. В случае обвинительного вердикта председательствующий может вынести как обвинительный приговор с назначением меры наказания, так и оправдательный, если признает отсутствие в деянии состава преступления.
Следует отметить также, что приговор, вступивший в законную силу, может быть пересмотрен в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. И то, и другое производство также имеет соответствующую регламентацию (ст. 371—383 и 384—390 УПК).
Регламентирует УПК (ст. 356—370) и основные вопросы исполнения приговора.
Судебный надзор
Судебный надзор является главным видом контроля в уголовном процессе. Его особое значение обусловлено тем, что только суд может принять решение (приговор, определение) о виновности лица в преступлении и применении к нему меры уголовного наказания.
Рассматривая дело по первой инстанции, суд проверяет полноту проведенного расследования, соблюдение процессуального законодательства при его производстве, обоснованность предъявленного обвинения, все ли виновные привлечены к ответственности и другие обстоятельства, связанные с законностью в деятельности органов следствия и дознания.
При обнаружении существенных нарушений суд может:
возвратить дело для производства дополнительного расследования, причем указания суда по делу обязательны для исполнения;
вынести по делу частное определение по установленным фактам нарушения закона, допущенным при производстве дознания или предварительного следствия. (Меры по частному определению должны быть приняты в месячный срок, и о них должно быть сообщено суду.)
Кроме того, в установленных законом случаях суд может прекратить дело в судебном заседании или вынести оправдательный приговор.
Аналогичными правами обладает и суд второй (кассационной) инстанции.
При рассмотрении дела по протесту в порядке надзора суд также может отменить все ранее вынесенные судебные решения с прекращением дела, направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, на новое кассационное рассмотрение, внести в приговор и последующие определения необходимые изменения. При этом также может быть вынесено частное определение (постановление) в связи с выявленными нарушениями законности. В порядке надзора дела рассматриваются по протестам Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, их заместителей и некоторых других должностных лиц.
С 1992 г. суду предоставлены дополнительные полномочия. По жалобе лица, содержащегося под стражей, его защитника или законного представителя суд проверяет законность его ареста или продления срока содержания под стражей и может принять решение об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.
Прокурорский надзор
Широкие полномочия по контролю за законностью дознания и предварительного следствия предоставлены прокурору.
Прокурор осуществляет надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия.
Прокурор утверждает (санкционирует) важнейшие процессуальные решения следователя или органа дознания (об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве обыска, о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и др.).
Прокурор рассматривает все жалобы на действия следователя и органа дознания и принимает по ним соответствующие решения. Он в полном объеме проверяет дело после окончания расследования при утверждении обвинительного заключения (в том числе полноту и объективность расследования, правильность квалификации преступления и избрания меры пресечения, соблюдение всех других норм уголовно-процессуального права).
По выявленным нарушениям закона прокурор вправе возбудить
уголовное дело или внести представление о наложении на виновных дисциплинарного или иного взыскания.
Ведомственный контроль
Контроль за действиями лиц, производящих дознание, осуществляет начальник соответствующего органа. Поскольку именно он олицетворяет орган дознания, то его указания по делу, кроме явно незаконных, обязательны для исполнения. Впрочем, они могут быть обжалованы прокурору.
Контроль за производством предварительного следствия правомочен осуществлять и начальник следственного отдела, в подчинении которого находится следователь. Его указания также обязательны, но могут быть обжалованы прокурору.
По выявленным нарушениям законности эти начальники в установленном порядке могут принять меры к наказанию виновных.
Вопрос о дисциплинарной ответственности судей решается специальными комиссиями, создаваемыми при вышестоящих судах.