Органы судебной власти и законность

в управлении :

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Она осуществляется субъектами су­дебной власти в'процессе конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

1 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.

2 ВВС РФ. 1993. № 24. Ст. 857.

3 СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1684.

4 СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2855.

5 СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4742.

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организа­ций, государственных и общественных интересов, тем самым спо­собствуя укреплению законности.

Отправление правосудия является основной, но не единствен­ной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществ­ляют и другую функцию, в частности — функцию судебного кон­троля законности издаваемых актов и совершаемых действий ор­ганов исполнительной власти, их должностных лиц.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспе­чения законности в управлении состоит в его правовой оценке дей­ствий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интере­сов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восстановлению нару­шенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит Конституционному Суду РФ. Его правовой статус оп­ределен Конституцией РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конституционным зако­ном от 15 декабря 2001 г.1

Конституционный Суд РФ, являясь судебным органом кон­ституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Пре­зидента РФ, обеих палат Федерального Собрания, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, отно­сящимся к ведению органов государственной власти РФ и совмес­тному ведению органов государственной власти РФ и органов го­сударственной власти субъектов РФ; договоров между органами го­сударственной'власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ; договоров между органами государственной власти субъ­ектов РФ и др.

Он также разрешает споры о компетенции между федераль­ными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выс­шими государственными органами субъектов РФ.

1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 51. Ст. 4824.




Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении



Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Кон­ституционном Суде РФ является обращение (ходатайство или зап­рос) в Конституционный Суд РФ Президента РФ, обеих палат Фе­дерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ.

Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт и т. п.

Конституционный Суд РФ рассматривает также дела, связан­ные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие приме­нения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции РФ.

В процессе рассмотрения всех категорий дел Конституционный Суд РФ вправе требовать от органов, организаций и лиц предостав­ления текстов нормативных и иных правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведение проверок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или ча­стично либо из решения вытекает необходимость устранения про­бела в правовом регулировании, государственный орган или долж­ностное лицо, принявшее этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, либо о внесении не­обходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, при­знанный неконституционным в отдельной его части. Признание не­соответствующим Конституции РФ федерального закона, норматив­ного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституцион­ными полностью или частично нормативных актов либо договоров, либо воспроизводящих их или содержащих таковые положения, какие были признаны неконституционными.

Признание неконституционными нормативного акта, договора субъекта РФ служит основанием для отмены в установленном по­рядке органами государственной власти других субъектов РФ по­ложений принятых ими нормативных актов либо заключенных до­говоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с наруше­нием их конституционных прав и свобод, он признает не соответ-

ствующим Конституции РФ примененный в конкретном деле закон, то его решение является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстанов­ления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая реше­ния, которые обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпри­ятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность — обеспечение законности в РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.

В порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям органов исполнительной власти, их должностным лицам, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся, например, споры о признании недействительным ордера на жилую площадь, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о вос­становлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправомер­ных действиях нотариусов, о неправильной записи в книге актов гражданского состояния, о допущенных неточностях в списках из­бирателей и т. п.

При рассмотрении названных и других дел суд, решая вопрос по существу, изучает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятель­ностью. При этом он выносит решение о восстановлении нарушен­ных прав граждан.

В процессе рассмотрения уголовных дел, в особенности тех, которые связаны с должностными преступлениями, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценку действиям должно­стных лиц как работникам управленческого аппарата.

Если при рассмотрении гражданских и уголовных дел суд ус­мотрит нарушения законности, дисциплины в работе соответству­ющего органа, предприятия, учреждения, организации, выявив при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, предприятия, учрежде­ния, организации либо в вышестоящие инстанции, которые долж­ны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирова­ния суда на нарушение законности.

В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных лиц к ответственности.

Суд рассматривает также жалобы лиц (физических и юриди­
ческих) на постановления органов и должностных лиц о наложении
административного взыскания. •




Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении



 

Граждане также могут обратиться в суд с жалобой на дей­ствия (решения) органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; со­зданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он не­законно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность перечисленных выше жалоб, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование граждан, отменяет примененные к нему меры ответственности.

Таким образом, в процессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятель­ностью соответствующих органов исполнительной власти и долж­ностных лиц в области, например, производства по делам об адми­нистративных правонарушениях; за законностью издаваемых ими актов, тем самым обеспечивая законность, защиту прав и интере­сов граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбит­ражные суды. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ, Законом РФ от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Фе­дерации"1, Арбитражным процессуальным кодексом РФ2, приня­тым 27 июля 2002 г., арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникаю­щим из гражданских, административных и иных правоотношений. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по за­щите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонару­шений в указанной сфере.

К делам по экономическим спорам, возникающим из админи­стративных правоотношений и подведомственным арбитражному суду, относятся: о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих за­конам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании от­каза в государственной регистрации либо уклонения от государ­ственной регистрации в установленный срок организации или граж­данина и в других случаях, когда такая регистрация предусмот­рена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов го­сударственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если

федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта, и др.

Разрешая перечисленные споры, арбитражные суды вправе истребовать у соответствующих органов и должностных лиц необ­ходимые документы, в том числе и правовые акты, для их изуче­ния и проведения экспертизы, поскольку они могут быть письмен­ными доказательствами при разрешении спора. Тем самым они кон­тролируют правомерность и законность актов и действий органов исполнительной власти, Их должностных лиц, то есть ответчиков. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государ­ственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, либо издание его с превышением полномочий, арбитражный суд принимает решение в соответствии с законом.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда яв­ляется обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Россий­ской Федерации. Немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда о признании недействительными актов государ­ственных органов, органов местного самоуправления и иных орга­нов. Принудительное исполнение решения, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выда­ваемого соответствующим арбитражным судом.

Если в результате разрешения спора будут выявлены наруше­ния закона и иных нормативных правовых актов со стороны орга­на исполнительной власти, должностного лица, арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих ор­ганов, должностных лиц.

Таким образом, содержанием контроля арбитражных судов является проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правоотношений, соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению обна­руженных правонарушений.

Закон РФ от 23 октября 1996 г. "О судебной системе Российс­кой Федерации"1 закрепил единую судебную систему, в которую, кроме ныне действующих судов, входят специализированные фе­деральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи. Специализированные федеральные суды рассмат­ривают гражданские и административные дела, а мировые судьи, кроме этого, и уголовные дела.


1 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589. '- СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.




Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ создается для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, норма­тивных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (уста­ва) субъекта РФ.

Несомненно, деятельность названных судов и мировых судей послужит укреплению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе в сфере управления.

Наши рекомендации