Система основных политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод чело­века и гражданина в Российской Федерации принадлежит политичес­ким правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколе­нию прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние на­полняют их конкретным содержанием (например, свобода манифеста­ций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации от­дельных личных прав и свобод граждан);

- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому чело­веку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут .быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

- они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

- они являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам и свободам граждан РФ относятся сле­дующие:

1) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31),

5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32);

6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с прорывом в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан.Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были декларированы в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

- для них характерно такое общее свойство, как единство материаль­ного (экономического и социально-культурного) содержания;

- они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

- имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инстру­ментами утверждения гуманизма и справедливости;

- требуют в отношении себя более детальной конкретизации в теку­щем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

- одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.н.), другие - оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это, прежде всего такие фунда­ментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собст­венности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на осно­ве анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить соци­ально-экономические права в виде системного единства (совокупнос­ти) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

- право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

- право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие ду­ховному развитию граждан:

- право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

- право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37);

- право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и по­жилых граждан (ч. 2 ст. 7);

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

- право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждени­ях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

- право на отдых (ч. 5 ст. 37);

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:

- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);

- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

6.6. Обязанности граждан Российской Федерации

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выпол­нения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходи­мости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями людей.

Между тем, чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других людей, совершение преступлений.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общест­венного бытия человека. Будучи официально признанными в государ­стве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших соци­альных ценностей;

2) они служат реализации как личных, так и общественных инте­ресов;

3) они имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения катего­рии населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспи­тательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией Рос­сии, включает в себя:

- родительские обязанности (ст. 38);

- обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

- воинскую обязанность (ст. 59).

Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям на­селения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

Конституционная обязанность человека и гражданина - это установленная государством в интересах всего общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому определенный вид, меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Права человека неотделимы от его обязанностей (Конституция РФ, ст. 6), причем эти обязанности равные для всех. Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, (Конституция РФ, ст. 17). Во взаимоотношениях личности, общества, государства должна присутствовать взаимная ответственность, предопределяющая свободу личности и ее действий не в ущерб интересам других личностей, общества и государства.

Конституция Российской Федерации содержит специальные статьи, указывающие на обязанности каждого человека, находящегося на территории России и на своих граждан. К ним относятся статья 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы), статья 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам), ст. 59 (обязанность граждан защищать Отечество, нести военную службу).

Ряд статей Конституции содержат указания на обязанности человека и гражданина в связи с закреплением и регулированием определенных общественных отношений.

Статья 15, закрепляя отправные принципы правового регулирования всего комплекса общественных отношений, обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, что является важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, признаком правового государства.

Статья 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При осуществлении лицом своих прав предполагается обязанность этого лица строго соблюдать права и свободы других, не допускать произвола и злоупотребления своими правами в ущерб интересам и правам других лиц.

Статья 38 содержит обязанности граждан в области семейных отношений. Забота о детях, их воспитание - обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Родители, не выполняющие своих родительских обязанностей, могут быть по суду ограничены или полностью лишены своих родительских прав. При отказе детей содержать своих нетрудоспособных родителей, материально их обеспечивать с них могут быть взысканы в судебном порядке алименты, а при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Статья 44, представляя каждому право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в то же время возлагает на них обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Подробного рассмотрения требует конституционная обязанность защиты Отечества. Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» (ст. 12) призывается на военную службу на основе экстерриториального принципа. Реализация воинской обязанности граждан предусматривает военный учет гражданина, подготовку к военной службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание (до 60 летнего возраста) в запасе (резерве) и прохождение военного обучения, военное обучение в военное время. Обязанность граждан на всех этапах военной службы одинаковая. Невыполнение предписаний органов военного управления на любом из этих этапов влечет предусмотренную законом ответственность.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе во внутренних войсках МВД, органах внешней разведки и контрразведки. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности» и военной службе, «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., другими нормативными актами.

Особенность правового регулирования военной службы во внутренних войсках МВД (как и в других специальных войсках) состоит в том, что кроме названных выше законов и других нормативных актов, их деятельность регламентируется специальным законодательством, например, Законом о внутренних войсках МВД РФ.

Военная служба гражданина в определенных федеральным законом случаях может быть заменена альтернативной гражданской службой (п. 3, ст. 59), связанной с выполнением обязанностей в области общеполезных работ. Федеральный закон об альтернативной службе и порядке его прохождения находится в стадии разработки.

Конституция РФ содержит также ряд специальных обязанностей должностных лиц (см. ст. ст. 18,19,24,52,53 и др.).

Граждане Российской Федерации самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, т.е. с наступлением совершеннолетия. Законодательство РФ устанавливает исключения из этого правила. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ по достижении 21 года (Конституция РФ, ст. 97), а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции). Трудовое совершеннолетие по трудовому законодательству наступает в 16 лет. Установлены иные возрастные критерии в гражданском и уголовном праве.

Согласно статье 62 Конституции и в соответствии с нормами международного права иностранные граждане, лица без гражданства в отношении их прав и обязанностей приравнены к гражданам России, т.е. для этих лиц установлен национальный режим. Законодательство России устанавливает исключения из этого положения. Иностранный гражданин не может нести военную службу в Вооруженных Силах России, не может избирать и быть избранным в органы власти, а также занимать определенные должности - судьи, прокурора и др.

В Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ содержится ряд правил для иностранных граждан в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности, пребывания на территории РФ.

Статья 64 Конституции РФ зафиксировала, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и что они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой конституцией (ст. 135).

Заключение

В заключение следует отметить, что нормы института основных (конституционных) прав, свобод и обязаннос­тей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реали­зации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспе­чения указанных прав.

Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Только конституционное право рассматривает права, свободы и обязаннос­ти человека в целом.

Конституция регулирует наиболее важные отношения между ин­дивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентиру­ют эти отношения более детально. Конституционный статус личности является исходным, базовым, а все остальные статусы производны от него и дополняют его. Для института основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан России характерен ряд признаков:

1) конституционные права, свободы и обязанности являются ос­новными;

2) они составляют юридическую базу для всей системы прав, сво­бод и обязанностей;

3) они обладают высшей юридической силой;

4) они подлежат повышенной защите.

Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и много­гранный конституционно-правовой институт, состоящий из различ­ных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из кото­рого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам нрав и свобод человека и гражданина.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место, среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.


Наши рекомендации