Местное самоуправление в системе народовластия.

Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Организация и деятельность местного самоуправления осуществляется на основе общих принципов, которые представляют собой законодательно закрепляемые коренные начала и идеи, обусловленные природой местного самоуправления и лежащие в основе его построения и функционирования на всей территории РФ.

Организация местной власти в государстве на началах самоуправления предполагает установление особой сферы общественных отношений, которая относится к ведению местного самоуправления - круга вопросов местной жизни, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения ( организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.).

В системе гарантий местного самоуправления особое место занимают конституционные гарантии его организационной и экономической самостоятельности, гарантии территориальной организации, а также судебной защиты, включая право органов местного самоуправления на обращения в КС РФ.

Можно выделить следующие принципы организации местного самоуправления:

1) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги, а также решают иные вопросы местного значения

2) Сочетание поселенческих и территориальных начал в организации местного самоуправления.

3) Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и обществом. В соответствии с этим принципом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4) Многообразие организационных форм местного самоуправления, что обусловлено федеративным устройством нашего государства, особенностями исторических и иных местных традиций.

5) Соразмерность полномочий местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам, имеющимся в управлении органов местного самоуправления. Реализация данного принципа затрудняется в связи с недостаточным финансовым обеспечением деятельности местного самоуправления.

6) Ответственность органов и должностных лиц МСУ (местного самоуправления) перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.

Более полное представление о месте и роли местного самоуправления в общей системе управления государством и обществом дают функции МСУ. Под ними понимаются основные направления муниципальной деятельности, обусловленные природой МСУ , а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится МСУ.

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В этих целях используются формы муниципальной демократии ( местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан и др.) Данная функция реализуется и в деятельности выборных органов и должностных лиц МСУ.

2) Управление муниципальной собственностью, средствами местного бюджета.

3) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. В этих целях муниципальные образования принимают планы и программы развития своей территории

4) Охрана общественного порядка

5) Представительство и защита прав местного самоуправления, гарантированных государством.

Муниципальные образования: понятия и виды.

МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях.

Под муниципальным образованием понимается законодательно установленная населением территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Обязательными признаками каждого муниципального образования являются:

1)наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта РФ

2)наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия МСУ

3)наличие собственной экономической основы

4)наличие собственных выборных и иных органов МСУ

5) наличие устава муниципального образование, иных муниципальных правовых актов

6) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы

В субъектах РФ формируются следующие виды муниципальных образований

1) Городские и сельские поселения.Сельское поселение как вид муниципального образования может представлять собой либо один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек. Городское поселение может представлять собой город или поселок.

2) Муниципальный район.Муниципальные районы создаются в границах административных районов, то есть в границах наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов РФ.

3) Городской округкак вид муниципального образования представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Их насчитывается более 500.

4) Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения.Внутригородская территория- часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление( например, в Москве- это районы) .

Наши рекомендации