Соционормативная регуляция в первобытных обществах
Очень трудно определить этап в доисторическом развитии человечества, к которому можно было бы отнести возникновение первичных элементов социальной регуляции. Они не изобретены, не придуманы людьми, достигшими известного культурного уровня, но появлялись из постепенно усложнявшихся форм жизни, прогрессировали вместе с их совершенствованием. Не исключено, что корни древней соционормативной культуры уходят глубоко в до- и предчеловеческие состояния. Этология – сравнительная наука, изучающая поведение человека и животных, - располагает богатейшими материалами, их которых следует, что биологические виды, живущие в стадах, колониях, сообществах, наследственно приобретают или вырабатывают навыки и определенные правила в обращении среди особей данного вида. Нет оснований думать, что древняя стадная обезьяна, из которой, согласно дарвиновскому учению, развился человек, была в этом отношении исключением. Успех эволюции человека стал возможным благодаря более высокой, чем у других видов, способности обеспечивать стадное существование через ритуализацию и регламентирование жизненных проявлений в области совместного труда по добыванию пищи, половых связей, отношений между старшими и младшими. В ритуалах, мифах и обычаях, в традициях, относящихся к соционормативной сфере, соединилось все: инстинктивное и сознательное, природное и социальное, реальное и магическое. Представления первобытного человека – это по преимуществу нормативные представления, почти все они были нормами поведения человека. Индивидуум окружен таким плотным сплошным слоем социальных норм, какого уже не встретишь на последующих исторических этапах развития человечества. Русский путешественник В.К. Арсеньев отмечал, что существовало множество примет и предрассудков. Мясо медведя и соболя нельзя жарить. Нельзя носить унты из бычьей кожи. Белку можно жарить только вверх головою, а рыбу – только вниз головою. Раны и язвы нельзя показывать женщинам и т.д[79]. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана была в массе традиций и норм, вплоть до самых мельчайших ее проявлений, в памяти хранились тысячи всякого рода указаний обычая на все случаи жизни. У древних охотников необходимо было перед охотой выполнить ряд очистительных обрядов, ритуальных жертвоприношений, священных плясок и т.д. В процессе самой охоты они должны были соблюдать законы охоты. Если животное смотрит в глаза охотнику, тот не должен его убивать, если во время охоты разразилась гроза, то добычу следует оставить в лесу в жертву духам. Если охотник австралийского племени в совместной охоте убивал кенгуру, то человеку, находившемуся от него справа, он отдавал голову, хвост, нижнюю часть задней ноги, немного сала и часть печени, второму справа – нижнюю часть спины, левое плечо; человеку слева – правое плечо, часть правого бока, верхнюю часть левой ноги. Мать охотника получала ребра, сестра – бок и т.д.
Нормы поведения людей, устанавливаемые обычаями этого периода, конечно, не были только законами природы, хотя естественный природный, биологический элемент в них присутствовал довольно ярко. Это были уже социальные обычаи и социальные нормы.
На ранних стадиях природный и социальный, эмоциональный и интеллектуальный элементы нормы были слиты, но и тогда рациональное отношение к норме уже заметно проявлялось. Древний человек испытывал колоссальную потребность в объяснении своего поступка, ему нужна была не только внятная формулировка нормы поведения, но и ее определение, мифологическое обоснование в качестве единственно справедливой и священной. Отсюда – тесная связь обычая и мифа, высокая практическая значимость последнего. То, что делал человек, он делал в согласии с обычаем, это было исполнено для него самым глубоким смыслом, ибо, согласно преданиям и мифам, этого хотели от него божества или иные сверхъестественные силы, положившие начало его роду, в этом состояли их воля и условия, под которыми они могли гарантировать роду свою защиту и покровительство. Миф не только указывал на норму поведения, но и придавал ей также особую действительность, святость, объяснял в яркой художественной форме, почему нужно соблюдать эту норму.
Функциональная роль нормативных установлений в первобытном обществе сводилась к одному – обеспечить стабильные, надежные условия, которые необходимы для сохранения и развития рода. Нужными считались те формы поведения, которые многократно испытывались и в отношении которых доказана их позитивная жизненная ценность.
С другой стороны, первобытная система норм замедляла инновационные культурные процессы, делала развитие крайне медленным и осторожным, оказывала чрезвычайное сопротивление всему новому, которое всегда пробивалось сквозь рутину традиционных норм и установлений с великими жертвами и мучениями.
Итак, огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верховным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода[80].
На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралось на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм», специфичных для этого периода истории человечества.
В процессе социализации человека коллективное явно превалировало и безусловно доминировало над индивидуальным во всех сферах жизни и деятельности людей, обеспечивая тем самым выживание хрупких ростков социальности в стихии могучих естественных сил. Преодоление огромной силы естественного притяжения требовало жесткого и безусловного единства всех сил социализировавшегося первобытного коллектива. Этим продиктованы были абсолютно непререкаемый характер первобытных норм и суровость наказаний за их нарушение (вольное или невольное).
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение[81].
Нормы первобытной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.
Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.
Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.
Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.
Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.
Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья.
Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.
Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов[82].
Ритуал представляет собой систему последовательно совершаемых действий сигнально-звукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивали на определенную деятельность.
Религиозный обряд - это комплекс действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами. При его проведении приоритетное значение получает не только и не столько форма, сколько смысловое содержание действий, выполняемых под руководством человека, обладающего специальными познаниями.
Таким образом, признаками норм, существовавших в догосударственный период, выступают следующие:
§ регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
§ существование норм в поведении и в сознании людей, как правило, без письменной формы выражения;
§ обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода - остракизм);
§ запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей);
§ выражение в нормах интересов всех членов рода и племени.
§ естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования;
§ синкретичность, то есть единство, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм. Отсюда и их название – «мононормы», введенное в научный оборот российским этнографом А.И. Перишицем.
§ Предписания данных норм не имели ярко выраженного предоставительно-обязывающего характера. Они отражали социально необходимые и естественные условия существования человека. Член родовой общины не отделял себя и свои интересы от коллективных интересов рода или племени.
§ Мононормы распространяли свое действие по экстерриториальному принципу, то есть на всех соплеменников.
§ Высоко было значение мифов, былин, саг и иных форм художественного сознания, выполнявших функцию нормативной регуляции.