Юридический процесс: понятие и виды.
- основывающаяся на нормах проц-го права форма д-ти специализированных органов гос-ва и должностных лиц, а также иных уполномоченных на то субъектов, сод-ем к-ой явл-ся разбир-во и разрешение в уст-ном з-ном порядке юр.дел, т.е. применение права. Рез-ты процесса оформляются в офиц-ых док-тах. ЮП – это всегда определенная система последовательно совершаемых действий и принимаемых актов.
2 составляющие: правотворческий процесс и правоприменительный процессы. Главный элемент – процессуальное про-во.
Виды:
1. в зав-сти от предмета правового рег-ния – гражданский, уголовный, адм-ый, конституционный;
2. в зав-сти от природы принимаемых решений - а) правотв-кий (воплощается в регламентах Госдумы, Совета Федерации), с помощью к-го принимаются нормативные акты; б) правоприменительные (воплощ-ся в указе през-та о назначении на должность, н-р, министра) , с помощью к-го применяются правоприменительные акты; в) праворазъяснительные (н-р, ФКЗ О КС РФ), с помощью к-ых принимаются интерпретационные акты.
113. Соотношение государства и права.Значение этой проблемы для правоприменения.
Проблема соотношения гос-ва и п-ва приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы 2 противоположные теорет позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит п-во и использует его как инструмент своей политики. Эта конц-я опир-ся на марксистское понимание гос-ва и п-ва и была распр-на в отече научной и учеб лит-ре.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, по к-ой право выше и важнее г-ва. Она стала активно утверж-ся в нашем общ-ом сознании в последние годы.
Обе конц-ции не имеют серьезного науч обоснования.Они не т-ко не анализируют соот-мые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу.На практике же противопоставление,столкновение г-ва и п-ва неизбежно ведет к их взаимному ослабл-ю.
В действительности взаимосвязь г-ва и п-ва достаточно сложна. А потому соотношение м/у ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Г-во и п-во нерасторжимы. Они имеют единую соц-эконом основу, у них во многом одинаковая судьба,они не могут существовать и развиваться друг без друга.Вместе с тем г-во и право различаются по своей стр-ре, способам функц-я и т. п. Н-р, если рабочая, механизменная часть г-ва состоит из орг-в и учреждений, в к-ых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, ко-ые объединяются в праве институты, отрасли. Г-во входит в полит систему общ-ва как ее стержневой элемент, п-во — в нормат-ую систему.
Важн аспект рассматр-го соотнош-я,нужд-ся в обстоятельной науч проработке-воздействие г-ва на п-во и влияние п-ва на г-во. Подчеркнем,что т-ко при активном взаимодействии г-во и п-во могут полноценно и эффек-но
Государство – это политико-правовая организация, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Выделяют 3 основных типа взаимоотношения между государством и правом:
1)Этатически-тоталитарная концепция - государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2) Либеральная концепция - право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
3) Прагматическаяконцепция- государство создает право, но связано им. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга.
1) Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:
а) возникают и развиваются совместно;
б) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
в) выступают средствами управления, инструментами власти;
г) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
д) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.
2) Различия между государством и правом:
а) по содержанию
i) государство - особая организация политической власти,
ii) право - социальный регулятор;
б) по форме выражения
i) государство - выражает силу,
ii) то право - волю;
в) по механизменной части(первичному элементу)
i) государство- государственный органи учреждения,
ii) право– нормы,которые объединяются в правовые институты, отрасли;
г) в зависимости от системы
i) государство - входит в политическую систему общества
ii) право - в нормативную систему
д) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
3) Взаимодействие государства и права:
а) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний - общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Государство придает праву важные свойства - формальную определенность, общеобязательность. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
б) с другой стороны, право воздействует на государство. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.