Юридический процесс: понятие и виды.

- основывающаяся на нормах проц-го права форма д-ти специализированных органов гос-ва и должностных лиц, а также иных уполномоченных на то субъектов, сод-ем к-ой явл-ся разбир-во и разрешение в уст-ном з-ном порядке юр.дел, т.е. применение права. Рез-ты процесса оформляются в офиц-ых док-тах. ЮП – это всегда определенная система последовательно совершаемых действий и принимаемых актов.

2 составляющие: правотворческий процесс и правоприменительный процессы. Главный элемент – процессуальное про-во.

Виды:

1. в зав-сти от предмета правового рег-ния – гражданский, уголовный, адм-ый, конституционный;

2. в зав-сти от природы принимаемых решений - а) правотв-кий (воплощается в регламентах Госдумы, Совета Федерации), с помощью к-го принимаются нормативные акты; б) правоприменительные (воплощ-ся в указе през-та о назначении на должность, н-р, министра) , с помощью к-го применяются правоприменительные акты; в) праворазъяснительные (н-р, ФКЗ О КС РФ), с помощью к-ых принимаются интерпретационные акты.

113. Соотношение государства и права.Значение этой проблемы для правоприменения.

Проблема соотношения гос-ва и п-ва приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы 2 противопо­ложные теорет позиции по этой проблеме.

Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит п-во и использует его как инструмент своей политики. Эта конц-я опир-ся на марксистское понима­ние гос-ва и п-ва и была распр-на в отече научной и учеб лит-ре.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, по к-ой право выше и важнее г-ва. Она стала активно утверж-ся в нашем общ-ом сознании в последние годы.

Обе конц-ции не имеют серьезного науч обоснования.Они не т-ко не анализируют соот-мые явления, но, по сути дела, противопостав­ляют их друг другу.На практике же противопоставле­ние,столкновение г-ва и п-ва неизбежно ведет к их взаимному ослабл-ю.

В действительности взаимосвязь г-ва и п-ва достаточно сложна. А потому соотношение м/у ними следует проводить под углом зрения анализа их единст­ва, различия и многостороннего воздействия друг на друга.

Г-во и п-во нерасторжимы. Они имеют единую соц-эконом основу, у них во многом одинаковая судьба,они не могут существовать и развиваться друг без друга.Вмес­те с тем г-во и право различаются по своей стр-ре, способам функц-я и т. п. Н-р, если рабочая, механизменная часть г-ва состоит из орг-в и учреждений, в к-ых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, ко-ые объединяются в праве институты, отрасли. Г-во входит в полит систему общ-ва как ее стержневой элемент, п-во — в нормат-ую систему.

Важн аспект рассматр-го соотнош-я,нужд-ся в обстоятельной науч проработке-воздействие г-ва на п-во и влия­ние п-ва на г-во. Подчеркнем,что т-ко при активном взаимодействии г-во и п-во могут полноценно и эффек-но

Государство – это политико-правовая организация, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Выделяют 3 основных типа взаимоотношения между го­сударством и правом:

1)Этатически-тоталитарная концепция - государство стоит над правом, выступая опреде­ляющим фактором (характерно для антидемократических го­сударств);

2) Либеральная концепция - право стоит над государством, выступая его огра­ничителем (характерно для правовых государств).

3) Прагматическаяконцепция- государство создает право, но связано им. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга.

1) Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:

а) возникают и развиваются совместно;

б) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

в) выступают средствами управления, инструментами власти;

г) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

д) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

2) Различия между государством и правом:

а) по содержанию

i) государство - особая организация политической власти,

ii) право - социальный регулятор;

б) по форме выражения

i) государство - выражает силу,

ii) то право - волю;

в) по механизменной части(первичному элементу)

i) государство- госу­дарственный органи учреждения,

ii) право– нормы,которые объединяются в правовые институты, отрасли;

г) в зависимости от системы

i) государство - входит в политическую систему общества

ii) право - в нормативную систему

д) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.

3) Взаимодействие государства и права:

а) с одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объектив­ных потребностей, притязаний - общественных право­вых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Государство придает праву важные свойства - формальную определенность, обще­обязательность. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблю­дать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

б) с другой стороны, право воздействует на государство. Право юридически оформляет государство, регулиру­ет все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитим­ный характер. Оно регламентирует порядок формирова­ния органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиня­ет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государ­ства в работу институтов гражданского общества, част­ную жизнь граждан и т. д. С помощью права определя­ются вид и мера государственного принуждения, вслед­ствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Наши рекомендации