Форма правления в РФ: генезис и современное состояние.

Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Генезис:

1) Предпосылки образования государственности обозначились в 7-8 в. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.

2) Некоторые историки считают датой образования Древнерусского государства 862 год, когда Новгородские князья пригласили Рюрика (862-879) на княжение в Новгород. Другие - княжение Олега (882-912). Форма - раннефеодальное государство (конец 9-10 вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов между князьями. На рубеже 13-14 веков в результате долгой и изнурительной борьбы против величества Золотой Орды на Руси сформировались предпосылки для объединения разрозненных земель в централизованное государство и на рубеже 14-15 вв. оно сформировалось, ознаменовав окончание периода феодальной раздробленности.

3) на рубеже 16-17 вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства. Абсолютная монархия в России была низложена только в 1917 году в результате Февральской революции. Исторически-правовой наукой ее развитие можно разделить на пять этапов.

а) абсолютная монархия второй половины 17I века с Боярской думой и Боярской аристократией,

б) чиновничье-дворянская монархия XVIII века с элементами просвещенного абсолютизма,

в) абсолютная монархия первой половины XIX века до реформы 1861года,

г) с 1861 по 1904 гг. - начало превращения абсолютизма в буржуазную монархию,

д) с 1905 по 1917 г. - когда абсолютизм сделал "еще один шаг к буржуазной монархии".

4) 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, а 3 марта Михаил Александрович отказался от вступления на престол. В течение 3-х дней (с 28 февраля по 2 марта) роль правительственной власти выполнял Временный комитет Государственной Думы. 2 марта 1917 года Временный комитет по соглашению с эсероменьшевистким руководством Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создал Временное правительство под руководством князя Львова. С 1 сентября 1917 по 10 июля 1918 года Всероссийское Учредительное собрание провозгласило Россию Российской Демократической Федеративной Республикой, однако в связи с роспуском Всероссийского Учредительного собрания это не имело практического значения.30 декабря 1922 - I Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Образовалась Советская республика - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы - Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:

а) единая система органов государственной власти в лице советов, действующие на непрофессиональной основе, - Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.;

б) Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике советской республики само понятие «местное самоуправление» не употребляется);

в) не признаётся принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы).

г) Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты – Президиумы Советов(в СССР – всесоюзного и республиканского уровней);

д) Функции парламента выполняют или сами Советы, или их палаты;

е) Функции главы правительства выполняют коллегиальные органы – бюро или Президиумы Советов Народных Комиссаров, либо Советов Министров;

ж) Действует императивный депутатский мандат – депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае не оправдания доверия;

з) Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан.

5) 26 декабря 1991 года СССР официально прекратил своё существование, Российская Федерация стала государством-продолжателем Советского Союза.

По Конституции 1993 г. в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика. С учетом ниже перечисленных признаков можно судить, что в России разновидность смешанной республики: президентская – с широким кругом полномочий Президента.

1)Избирается Президент на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2)Исполнительная власть включает в себя 2 института:

а) Президент избираемый на основе прямых всенародных выборов (как в президентской системе), контроль Президента за деятельностью Правительства. Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся

i) руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой,

ii) право председательствовать на заседаниях правительства,

iii) полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства,

iv) осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

б) Правительство– высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство зависит от парламента (как в парламентской системе):

i) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

ii) Характер ответственности правительства перед парламентом:

(1) с Государственной Думой согласовывается назначение председателя правительства;

(2) эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству,

(3) председатель правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии.

(4) Государственная Дума осуществляет контроль в ключевой сфере - бюджетной политике.

(5) председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

3)У Президента обширные полномочия по формированию правительства, направлению его деятельности, а также по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия правительства и других органов государственной власти:

а) правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

б) Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства,

в) принимает решения об отставке председателя и об освобождении от должности отдельных членов правительства,

г) утверждает структуру ФОИВ,

д) вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

4)Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес послед­ней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно­весие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.

Наши рекомендации