Роль юридических фактов в механизме правового регулирования
В механизме правового регулирования С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. В теории правового регулирования, по мнению ученого, принято выделять два метода правового воздействия:
1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера;
2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях[17].
Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений:
1) отношения людей по обмену ценностями;
2) отношения по властному управлению обществом;
3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. В этом контексте явно встает вопрос о роли юридических фактов в механизме правового регулирования.
Некоторые исследователи не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента механизма правового регулирования, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой. «Сам по себе юридический факт, – пишет, например, Ю.И. Гревцов, – является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт – необходимая предпосылка правового отношения и не больше»[18].
В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач. «Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, – считает С.И. Реутов, – обедняет их подлинное значение – важнейшей составной части механизма правового регулирования»[19].
Самостоятельность юридических фактов в механизме правового регулирования, по мнению В.Б. Исакова, предопределяется тем, что они связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм – одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов – необходимая предпосылка для применения правовых норм[20].
Общеизвестно, что гражданское право предоставляет субъектам возможность действовать своей волей и в своем интересе. Если подобные действия совершаются на законном основании и направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, они признаются сделками. Возникает вопрос: каковы правовые критерии, необходимые для признания действия сделкой, кто и каким образом их задает? На уровне нормы закреплено, что в форме сделок могут совершаться двусторонние действия, многосторонние и односторонние.
Односторонние действия субъектов гражданского права немногочисленны. При этом источником определения их правовой формы служит закон, который исчерпывающе регулирует основания и порядок совершения действий. Так, например, односторонним образом совершается действие по зачету взаимных требований субъектов обязательства, в одностороннем порядке можно отказаться от договора поставки на основании ст. 523 ГК РФ[21]. В том же случае, если действие может породить заданные последствия, только если в нем участвуют две стороны и более, закон предписывает сторонам договариваться о предстоящем действии. Тем самым наблюдаем два уровня гражданско-правового регулирования отношений сторон при совершении сделки: первый уровень – это нормативные основания, к которым, в первую очередь, следует отнести правосубъектность участников сделки и законодательные положения о праве субъектов действовать своей волей и в своих интересах.
К числу нормативных оснований надо отнести также общие положения о заключении договора, а также нормы, предназначенные для правового регулирования отдельных видов договорных обязательств.
Второй уровень – это положения конкретного договора, где закреплены условия совершения действий сторон. Эти положения производны от нормативных оснований, которые в установленных законом пределах видоизменяются или дополняются волей договаривающихся сторон. В этом смысле назначение договора в том, чтобы служить поднормативным основанием для действий субъектов, признаваемых сделками.
Факт заключения договора подобного внешнего эффекта в имущественной сфере субъектов не порождает. Договор лишь обязывает к действиям с имуществом и «обременяет» субъекта, не обременяя имущества. При совершении названных действий появляется тот результат, который изначально был обозначен субъектами как конечная цель их деятельности. Тем самым одно правоотношение – обязательственное – заканчивается и начинается другое, на установление которого были направлены действия субъектов. И на пути движения к цели обязательственное правоотношение – это промежуточное средство, потребное настолько, насколько оно способно обеспечить получение социального блага, права на которое субъект вознамерился приобрести. В этом смысле договор играет подчиненную роль и «обслуживает» сделку[22].
Гражданский кодекс содержит не только нормы о сделках, но и положения об их недействительности. То обстоятельство, что действия признаются либо сделками, либо недействительными сделками, свидетельствует, что смысл гражданско-правового регулирования в том, чтобы дать субъектам правовые формы возможных (дозволенных) действий и критерии сопоставления совершенного с признаками формы. Это означает также, что в фактическом плане действие совершается в любом случае, но не всегда в форме сделки. И тогда произведенные действия признаются недействительной сделкой.
Таким образом, как факт действие совершается, а юридическое значение факта зависит от степени соответствия действия критериям правовой формы. Именно степень соответствия действия критериям его гражданско-правовой формы дает основания для вывода: сделка это или недействительная сделка.
Роль юридических фактов в механизме правового регулирования не исчерпывается образованием, изменением и прекращением правоотношений. Установление видов жизненных фактов (или группы таких фактов), которым придается значение юридических фактов, является самостоятельным звеном в механизме правового регулирования, так как от правильного определения юридических фактов зависит эффективность применения норм права.
Заключение
Таким образом, юридические факты – это конкретные, индивидуальные обстоятельства, которые представляют собой жизненные явления и реально существуют в определённом пространстве и времени. Основным критерием классификации юридических фактов являются факты-действия и факты-события.
Возникновению юридических фактов-действий, имеющих конкретное социальное и правовое значение, способствует поведение определённых субъектов. Конкретность юридических фактов-событий отображается в том, что они происходят в определённый отрезок времени и несут в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
Субъективные права граждан могут возникать только при наличии юридических фактов, с которыми нормы права связывают существование этих прав, и, наоборот: при отсутствии таких фактов субъективные права не могут возникать.
Конкретизация юридических фактов наиболее чётко проявляется в их отраслевой принадлежности. Иначе говоря, каждая из отраслей права оперирует собственными юридическими фактами.
Юридических фактов вне отраслевой принадлежности не существует, так как они должны быть предусмотрены конкретной отраслью права. На основе анализа теоретических источников, достижений в отраслевых юридических науках и юридической практике можно полагать, что системность юридических фактов напрямую зависит от характера правоотношений, процесса правотворчества органов государственной власти, правоприменительной деятельности.
Объективные обстоятельства реальной действительности требуют совершенствования процесса установления и фиксации юридических фактов на основе системного анализа. Этот процесс должен базироваться не на предположениях, а на глубоком анализе правовых отношений процессов жизнедеятельности человека, которые и порождают юридические факты.
Юридические факты принято делить на две большие группы: действия и события.
События - юридически значимые факты, возникающие независимо от воли людей.
Действия - жизненные факты, которые являются волеизъявлениями, результатом сознательной деятельности людей.
Далее действия по признаку дозволенности делятся на правомерные и неправомерные.
Неправомерные действия противоречат требованиям правовых норм и подразделяются на правонарушения и преступления.
Правомерные действия (то есть не противоречащие нормам права) подразделяются: юридические поступки, юридические акты.
Юридические поступки - это такие действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо от воли совершившего их субъекта.
Юридические акты представляют собой такие действия, которые направлены на достижение определенного юридического результата
Наконец, юридические акты подразделяют на сделки и административные акты.
Юридический состав может включать в себя как события, так и действия. Юридические составы приводят к правовым последствиям в разных случаях: если правовые факты возникли в определенной последовательности и вне зависимости от их последовательности.