Система юридических механизмов защиты прав и свобод: конституционный контроль, судебная защита, административно-правовые формы защиты, международная защита.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина – те условия и средства, которые обеспечивают реализацию прав и свобод.

Гарантии:

Общие (Экономические или Материальные), политические, идеологические;

Специальные (собственно-юридические)

Юридические гарантии:

- обязанность государства защищать права и свободы (означает участие в данном процессе всего государственного механизма, всех органов государственной власти);

- самозащита прав и свобод;

- судебная защита прав и свобод (любые законы, иные нормативные или правоприменительные акты, действия могут быть обжалованы в судебном порядке);

- административная форма защиты;

- прокурорская форма защиты прав и свобод;

- международная защита прав и свобод;

- возмещение вреда;

- неотъемлемость прав и свобод.

Конституционный контроль:

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.
К ведущим принципам конституции. Контроля относятся: 1) принцип приоритета прав и свобод чел-ка и гражданина, закреплённый в конституции РФ. 2) принцип связанности гос-ва правами и свободами. 3) введение прямого запрета антиправового закона.
Система конституционного контроля обеспечивает достижение след.целей: 1) защиты основ конституционного строя. 2) защиты осн.прав и свобод чел-ка и гражданина. 3) обеспечения верховенства и прямого действия конституции РФ.
Все 3 указанные цели органически связаны правами и свободами, защита к-ых становится важнейшей ф-ией Конституционного суда.
В усл-иях становления в РФ демократического правового гос-ва права и свободы чел-ка и гражданина явл-ся в сфере дея-ти Конституц.Суда доминирующей ценностью. Они выступают основополагающим критерием в сис-ме конституц.контроля. По данному критерию суд оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ
В РФ первые шаги в становлении конституц.контроля были сделаны в направлении учреждения Конституционного Суда. Суды всегда отличаются одной особенностью, они никогда не начинают действовать по собственной инициативе. Суд, осуществляя правосудие, должен сохранять свое независимое положение, потому что именно его независимое положение обеспечивает объективность его решений, объективность и справедливость. Суд действует в строгих судебных процедурах. Судебные процедуры как обязательный признак правосудия являются необходимыми для суда, потому что именно судебные процедуры, построенные на том, что в споре перед судом все стороны приобретают равные права и несут равные обязанности, построенные на том, что суд в этом споре остается решающей стороной, не присоединяясь ни к кому из участников, ни к кому из сторон конфликта - только эти процедуры могут обеспечить в результате вынесение объективного решения независимым судом.

Судебная защита:

Предусмотрена положениями Кон­ституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Гарантии реализации права на судебную защиту:

• - закрепление презумпции невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49));

• - право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

• - невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность (ст. 54);

• - право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47);

• - никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление (ст. 50);

• - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51);

• - право на компенсацию причинённого ущерба и на возмещение причинённого вреда (ст. 52, 53);

• - незаконно полученные доказательства недействительны;

• - право на пересмотр приговора вышестоящим судом

Административно-правовые формы защиты:

Административно-правовые формы защиты прав человека и гражданина предопределяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Наши рекомендации