Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

- Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

- В тоталитарныхполитических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государствуи его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы.

Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

Второе деление на виды политических систем:

1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3) смешанные.

Вопрос 57. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определённых юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

Юридические факты:

1) это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;

2) формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.

Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.

Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3) обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами; 2) закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме; 3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по связи с волей участников (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов: 1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие; 2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Фактический (юридический) состав — это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В число элементов фактических составов часто входит осо­бый юридический факт — сроки. Важность сроков обусловле­на тем, что многие общественные явления и процессы имеют временную протяженность. Особенность срока как юридичес­кого факта состоит в том, что он порождает юридические по­следствия только как элемент фактического состава, т. е. в со­вокупности с другими юридическими фактами. Сам по себе срок не влечет правовых последствий. Он может характеризо­ваться начальным и конечным моментом и измеряться во вре­мени (год, месяц, день и т. д.) либо выступать в виде опреде­ленного события (например, достижение совершеннолетия).

В структуру фактических составов могут также входить и юридические условия. Юридические условия представляют собой обстоятельства, которые сами по себе не порождают воз­никновения, изменения или прекращения правоотношения, но имеют юридическое значение для возникновения правовых последствий.

Наши рекомендации