Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел
1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;
2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;
3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;
4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;
5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;
6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;
7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.
2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.
3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".
4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Содержание контракта
1. В контракте указываются дата и место его заключения, наименование федерального органа исполнительной власти, должность, фамилия, имя, отчество руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника органов внутренних дел, являющихся сторонами контракта, и другие необходимые сведения о сторонах контракта. В контракте также указываются права и обязанности сторон контракта в соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
2. В контракте предусматриваются следующие условия:
1) неразглашение сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны);
2) обязательство гражданина или сотрудника органов внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
3) иные условия, не ухудшающие положение сотрудника органов внутренних дел по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом.
3. В контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются:
1) указание на обязательство Российской Федерации обеспечить получение гражданином или сотрудником органов внутренних дел профессионального образования по профессии, специальности или направлению подготовки, необходимым для замещения соответствующей должности в органах внутренних дел;
2) указание на запрещение привлекать курсанта, слушателя образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не достигших возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для их жизни или здоровья;
3) обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период:
а) не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
б) не менее трех лет - после отчисления из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в органах внутренних дел;
в) не менее двух лет - при получении высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
г) не менее пяти лет - при приеме на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в год получения высшего образования предыдущего уровня в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
4) форма обучения;
5) условия прохождения практики в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел;
6) обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение.
4. В контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.
5. Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона.
6. В случае заключения срочного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".
7. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от сотрудника органов внутренних дел выполнения обязанностей, не установленных контрактом и должностным регламентом (должностной инструкцией), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".
8. Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами контракта. Один экземпляр контракта передается сотруднику органов внутренних дел, другой хранится в его личном деле. Примерная форма контракта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
9. Приложениями к контракту могут являться документы, относящиеся к прохождению службы в органах внутренних дел, подписанные сторонами контракта.
Статья 68. Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел
1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
2. При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органов внутренних дел, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он:
1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;
2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно;
3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей;
4) захвачен и содержится в качестве заложника;
5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.
4. Сотрудник органов внутренних дел не признается погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при выполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили:
1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления;
3) в результате доказанного в ходе проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства.
5. Гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Гражданину, проходившему службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Специальные средства ОВД
Данные средства предназначены для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья сотрудников ОВД при выполнении ими служебных обязанностей.
Специальные средства правоохранительных органов - это состоящие на вооружении милиции, уголовно-исполнительной системы, таможни, службы судебных приставов, внутренних войск МВД и других силовых правоохранительных структур, применяемые в случаях предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества), которые прямо предназначены для защиты человека от нападения и оказания принудительного физического воздействия на правонарушителя или связанные с ним материальные объекты.
Они предназначены для:
· защиты личного состава от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов метательными предметами, палками, металлическими прутами и т.п.;
· отражения нападения правонарушителей, пресечения их неповиновения и ограничения физического сопротивления.
· активного воздействия на правонарушителя путем вызова болезненного раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
· психофизиологического воздействия на правонарушителя мощным световым и акустическим импульсами.
· экстренного открывания дверей и разрушения преград.
· принудительной остановки автотранспортных средств малой и средней грузоподъемности, имеющих пневматические шины.
Средства защиты | ||
Средства индивидуальной защиты | Средства активной обороны | Средства обеспечения специальных операций |
Средства индивидуальной защиты – предназначены для защиты жизненно важных органов человека от возможных ранений огнестрельным, холодным оружием и метальными предметами.
Виды средств индивидуальной защиты:
- перчатки для перехвата ножа;
- шлемы, каски (шлем СШ-68, 1,4 кг 8 Дм/кв);
- бронежилеты (бронежилет ЖЗЛ-74, 3,5 кг, 43 дм/кв);
- щиты (щит Витраж АТ, 3,9 кг, 60 Дм/кв).
Комплект защиты от холодного оружия:
- бронежилет Кора-3, 3 кг, 40 Дм/кв;
- шлем Колпак-1М, 1 кг, 10 Дм/кв;
- щит Витраж-С, 3,5 кг., 50 Дм/кв.
Комплект защиты от огнестрельного оружия:
1 вариант
- Бронежилет ЖЗТ-71М, 10 кг., 40 Дм/кв;
- шлем Сфера – 2,5 кг., 10 Дм/кв;
- бронещит БЗТ-75, 5,5 кг., 21,2 Дм/кв;
2 вариант
- Бронежилет Модуль-7, 9,3 кг, 40 Дм/кв;
- шлем колпак – 2, 1,5 кг., 10 Дм/кв;
- бронещит Штурм – 2, 9,2 кг, 25 Дм/кв.
Шлемы и каски изготовлены из стали, металопластика, кевиар.
Материалы бронежилета: баллистические ткани (кевиар, арамид), металлические пластины (сталь, титан, сплав на основе алюминия), керамические пластины (оксид алюминия, карбида бора, карбит кремния).
Типы бронежилетов:
- скрытоносимые;
- общего назначения;
- штурмовые;
- специальные.
Средства активной обороны – для кратковременного болевого и психофизического воздействия на правонарушителя без нанесения ему телесных повреждений, для ограничения его физической свободы с целью пресечения противоправных действий.
Виды средств активной обороны:
- палки специальные;
- средства ограничения подвижности;
- специальные газовые средства;
- специальные окрашивающие средства;
- электрошоковые устройства
- светошоковые устройства
Браслеты – БОС нежность, БКС-1 нежность, БКС-1 Букет, БКС-1 прикоп
Палки универсальные специальные (ПУС):
- ПУС-1 – 6660 мм., 400 гр.;
- ПУС-2 – 660 мм., 400 гр.
Средство самообороны Контроль - УМ (ОС 0,5 %)
Электрошоковое устройство ЭШУ-100
Средства обеспечения специальных операций – для психологического воздействия на правонарушителя мощными световыми и акустическими импульсами; для экстренного открытия дверей и разрушения преград; для принудительной остановки транспортного средства (на пневматическом ходу).
Виды сред. обесп. спец. операций:
- светошумовые гранаты (заря, пламя, факел, гном);
- малогабаритные взрывные устройства (Импульс, Ключ);
- водомет Лавина;
- устройство остановки трансп. средства Лиана.
Специальные средства можно было бы определить как состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоит 13 видов специальных средств и множество их модификаций: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, резиновые пули ударного непроникающего действия, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства, водометы, бронемашины, служебные собаки, спирали (сети), электрошоковые устройства.
Разрешение на вооружение сотрудников ОВД специальными средствами дают:
палками резиновыми, наручниками и аэрозольными распылителями, средствами индивидуальной бронезащиты – старший дежурной смены (оперативный дежурный);
специальными палками, наручниками, патронами и выстрелами ударного непроникающего действия, аэрозольными распылителями, аэрозольными распылителями высокого давления, ручными гранатами раздражающего (слезоточивого) действия, газовыми пистолетами, газовыми генераторами раздражающего (слезоточивого) действия, светозвуковыми средствами отвлекающего воздействия, средствами разрушения преград, средствами принудительной остановки транспорта, сетями, специальными окрашивающими средствами, электрошоковыми устройствами, служебными собаками – начальник органа внутренних дел или его заместитель;
любыми специальными средствами, включенными в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, – Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ или их заместители.
Количество и типы специальных средств, необходимых для проведения конкретной специальной операции, а также решение о непосредственном их применении принимает ее руководитель.
Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим докладом рапортом непосредственному начальнику.
По окончании специальной операции сотрудники ОВД обязаны произвести осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора или уничтожения несработавших специальных средств, выявления возможных очагов возгораний и повреждений объектов жизнеобеспечения (энергетики, электросвязи, жилищного, коммунального хозяйства и других объектов), установления и устранения негативных последствий.
Запрещается использовать техническинеисправные специальныесредства, а также светозвуковые средства отвлекающего действия и средства разрушения преград с истекшими сроками хранения.
В точном соответствии с Основными принципами применения cилы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка российский Закон «О полиции» запретил вооружение полиции «специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Вместе с тем ч. 6 ст. 14 этого Закона предусмотрено, что «перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Отсюда казавшийся исчерпывающим перечень специальных средств, содержащийся в Законе «О полиции», таковым на самом деле не является и может быть дополнен подзаконными актами. Так, Перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и иных средств вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.09. 2007 г. № 1310-р, наделяет полицию правом использовать специальные средства, не указанные в законе, – в частности резиновые пули ударного непроникающего действия и спирали, и определил порядок применения этих, не указанных в законе, специальных средств.
Помимо этого, Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации предоставлено право в отдельных случаях принимать на вооружение органов внутренних дел специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран (см. приказ МВД России, ФСБ России, Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406 «О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам»).
В данном случае речь идет о таких зарубежных средствах, как пластиковые пули, «тайзер» (устройство, позволяющее стрелять тонкими стрелами, соединенными с ним проводами, через которые посредством электрического тока вызывается паралич), «флэш-бол» (устройство для стрельбы снарядами величиной примерно с теннисный мяч, воздействие которых сравнимо с ударом боксера), пейнтбольное оружие (желатиновые шарики с несмываемым красителем, отстреливаемые с помощью пневматического оружия, которыми можно помечать, например, участников массовых беспорядков), и других.
В результате соблюдение полицией прав граждан при применении специальных средств, не указанных в Законе «О полиции», обеспечивается лишь минимумом юридических гарантий, а именно: обязанностью действовать в соответствии с положениями законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел имеются несколько модификаций резиновых палок (ПР – 73, ПР – 89, ПР – 90 и др.), которые предназначены для применения в различных условиях сотрудниками разных подразделений органов внутренних дел: патрульно-постовой службы, в том числе отрядами полиции особого назначения, сотрудниками ГИБДД, участковыми уполномоченными полиции и др.
Резиновые палки могут применяться в следующих случаях:
- для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
- для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
- для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т. д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников полиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т. д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник полиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.
В настоящее время в распоряжении органов внутренних дел имеются следующие виды специальных средств, содержащих слезоточивые вещества: ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия «Дрейф», «Рулет – ВВ» и другие их модификации, патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия для «Черемуха – 7М», «Сирень – 7», аэрозольные распылители «Зверобой – 10», «Зверобой – 10М», ранцевый жидкостный аппарат.
Слезоточивый газ может применяться в следующих случаях:
- для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
- для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
- для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение спецсредств в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.
Некоторые виды специальных средств, содержащих слезоточивые вещества (например, «Дрейф», «Дрейф – 2»), разрешается применять только на открытой местности.
Наиболее часто в деятельности сотрудников полиции используется слезоточивый газ «Сирень» – CS (ортохлорбензальмалононитрил), в аэрозольной упаковке массой 100 мл, температурный диапазон хранения которого от -10 до +40°С. Дальность выброса активного состава 1,5–2 м, время воздействия на нарушителя – 2–3 секунды. В летнее время его действие эффективнее, чем зимой. При сильном ветре и осадках эффективность действия снижается. Применяется как на открытой местности, так и в помещениях с целью лишить нарушителя возможности совершения активных действий в течение короткого времени.
В соответствии с тактико-техническими данными этого спецсредства эффективность его применения обусловлена направлением на конкретного человека при оптимальном расстоянии не более 0,9 метра. Необходимо соблюдать меры безопасности, учитывая направление ветра, наличие открытого огня и т. п.
Указанное специальное средство может причинить серьезную травму глаз. Поэтому в случае, если через 10–15 минут после применения у правонарушителя не исчезла резкая боль в глазах, сотрудник полиции должен принять меры к оказанию доврачебной или медицинской помощи.
Необходимо отметить, что по Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» рассматриваемые специальные средства относятся к газовому оружию. Именно такой подход воплощен в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 46 которого посвящена применению газового оружия в местах содержания под стражей.
Наручники (БР и БР – С), состоящие на вооружении в органах внутренних дел, применяются:
- для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
- для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику полиции.
При отсутствии наручников сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания. Цель применения наручников заключается в ограничении противоправных или опасных действий нарушителя. Требуется периодическая (не реже одного раза в два часа) проверка состояния фиксации замков. Такая проверка проводится с целью установить, не расстегнулись ли замки или, наоборот, не затянуты ли они чрезмерно, что может привести к травме рук. Само название «наручники» говорит о том, что их следует застегивать на руках. На практике иногда человека пристегивают к каким-либо предметам (батарее, дереву), надевают их на ноги, пристегивают ногу к руке или даже разные руки и ноги за спиной. Эти формы использования наручников антигуманны и должны расцениваться, по общему правилу, как превышение должностных полномочий. Некоторые сотрудники полиции оправдывают такие формы фиксации необходимостью эффективного пресечения буйства и бесчинства задержанных. Однако и к таким гражданам надо применять обычные способы связывания. Представляется, что наручники различных модификаций должны служить лишь составной частью группы спецсредств, ограничивающих действия человека.
Срок одноразового применения наручников не ограничен, хотя согласно некоторым ведомственным нормативным актам он составляет два часа (см., например, Положение о специальных приемниках при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство).
Юридическая фиксация факта применения наручников предусмотрена установленными формами правоприменительных актов. Так, в протоколеоб административном задержании указываются факт применения наручников, время их надевания и снятия. При этом следует непременно указывать основания, которые послужили причиной применения наручников.
Документального отражения применения наручников путем составления рапорта требует Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности Российской Федерации.
Следовательно, юридическое оформление необходимо, хотя на практике во многих случаях применения наручников при конвоировании, задержании и доставлении в автомобиле, пешим порядком такие документы не составляются. Аргументируется это обычно тем, что применение наручников не может повлечь опасных последствий.
Светозвуковые средства отвлекающего воздействия (ручная светозвуковая граната «Заря – 2» и стационарное оперативно-техническое средство «Пламя – М»), состоящие на вооружении органов внутренних дел, применяются в следующих случаях:
- для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
-для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Такие средства применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей.
Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ» и «Импульс»), состоящие на вооружении органов внутренних дел, применяются:
- для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Запрещается их применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека.
Средство принудительной остановки транспорта применяется для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться.
Для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
Действия водителя, не выполнившего требование сотрудника полиции остановиться, квалифицируются как невыполнение водителями законного требования работника полиции об остановке транспортного средства. Исходя из смысла закона, средства принудительной остановки транспорта могут быть применены после невыполнения однократного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства. В случае, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться, возможно применение огнестрельного оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения на основании п. 1 ч. 2 ст. 15Закона «О полиции».
Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
Водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ – 40), бронетранспортер (БТР – 60ПБ, БТР – 70, БТР – 80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ – 2), специальная полицейская машина СПМ – 1 применяются полицией:
- для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные
основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и <