Вопрос №2. Учение «Москва – Третий Рим» (Филофей).

Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва — третий Рим», был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской вла сти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церков-ной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псков ского Елиазарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: «человек сельский, учился буквам, а еллинских бор- зостей не текох, а риторских не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал». Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в мо- настыре («той старец неисходен бе из монастыря») и был образо ванным человеком («премудрости словес знаем»). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприят ность, благодаря которой он «многа показал дерзновения к госу дарю... боярам и наместникам», бесстрашно обличая их злоупот ребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значе нии законной царской власти для всей русской земли. В Посла нии к великому князю Василию Ивановичу он возводит дина стическое родословие русских князей к византийским импера торам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадеда ми, в числе которых называются «великий Константин,.. Бла женный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе». Много внимания он уделял теме о Божественном происхож дении царской власти. Царь «поставлен от Бога» и «сердце царе во в руце Божией, он слуга бо есть Божий». Ему поручено в си-лу Божественного Промысла «осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду». Он — «высокостолпнейший государь и самодержец, Боговенчанный христианский царь, браздодержатель, всем христианским исполнением обладаю щий». Он и «веры срдержитель», и «соблюдатель всех христо- именитых людей». На нем лежит обязанность заботиться о сво их подданных, а для этого необходимо содержать свое «царст вие со страхом Божиим», к чему обязывает князя «скипетр в руке» и «венец на голове», и быть властелином над своими под властными, ибо «который царь не властвует над подвластны ми», тот «не избегнет суровой Божьей кары». Так, его государ ство может постичь «трус» или «море потопи» (затопление), или «земля пожре» (мор). Многократно обращается Филофей к описанию образа дер жателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от «правды», но заботлив и спра ведлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать «плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих». Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны под- данных. По мысли Филофея, все подданные дают обет госуда рю волю его «творити и заповеди хранити во всем». Право на оказание сопротивления государю псковский старец отвергает.

Даже в том случае, если придется кому-либо пона прасну терпеть «царское великое наказание», то возможно вы разить свою печаль только «горьким стенанием и истинным покаянием». Не только действия против верховной власти недопустимы, но даже и «хулен помысел». В духе иосифлянских традиций Филофей защищал стяжа тельский статус всей церковной организации, грозя небесными карами тем, кто обидит церкви и монастыри покушением на их имущество. Если кто начнет «беззаконно отнимать села и вер тограды или неправедно суд творить... или монастырям данное насильственным граблением отнимать, то четверицей все от даст церкви». Даже если такой человек «саном высок, а Святых Отцов правилам не подчиняется, то наша власть повелевает та ких огнем пожещи, а дома их святым церквам отдать, которые они обидели». Власть должна также следить и за благочинением в самой церкви и если «игумены, попы и диаконы» дерзнут «за некую скверную плату... поставлять в священнический сан» или «кто от мирских продаст церковную власть», то такие люди будут не только прокляты по церковным правилам, но и «примут беду от мирских властей». Правовые взгляды Филофея типичны для русского мыслите ля XV—XVI вв. Правовые нормы государства (положительные законы) названы у него «грацкими законами» и по содержанию определяются им как «правда» с традиционным совмещением в этом термине юридических и нравственных характеристик. Лю бое действие, нарушающее норму положительного права, рас сматривается им как «неправда» («неправдовал кого в чем» — клеветал; «неправдою, что восхитил» — воровал и т. д.) и требу ет по своей природе возмездия, прежде всего от Бога, но и обя зательно от земных властей. Установление в стране правосудия, равно как и законная реализация власти, — высший долг великого князя перед Богом и людьми. Он, как и его предшественники, настаивает на необ ходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Ва-сильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам. В своих Посланиях Филофей поднялся до понимания исто рических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших судьбу его родины в ост рополитической ситуации конца XV — начала XVI в., приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, ко гда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православной христианской религии. Только верное православию государство может быть объектом Промысла Бо- жия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказатель ства, что им стала Россия: ныне «вся христианские царства по праны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя». И произошло это в осуществление древних пророчеств: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои гра ницы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще.

Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим го сударством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а пере шли к стране, возглавляемой великим русским князем. Развитая Филофеем в политическую теорию формула «третьего Рима» была не нова для литературы XV—XVI столе тий. Сказания о наследовании той или иной страной религиоз но-политического величия были известны еще в Византии. Пе ро Филофея приблизило их к современным условиям полити ко-правовой жизни русского общества. 251 11. Федор Карпов Некоторые исследователи усматривали в идее провиденциа лизма элементы агрессии, выражение желания распростране ния влияния России, в той или иной форме, на другие страны. Подобное толкование доктрины Филофея неоправданно. Несо мненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству к процветанию. Именно поэтому он прочно связы вает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а следо вательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к Московскому государству. Нет в ней и ре чи о том, чтобы отдельные лица, не исповедующие правосла вие, перешли бы в эту религиозную конфессию. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила — ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии — оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Политическая программа Филофея не исчерпывается только вопросами, касающимися организации и деятельности общерус ской государственной структуры под главенством единого вели кого князя (а затем и царя). Большое внимание уделялось Фило- феем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Резко и категориче ски он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований. Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать. «Несовершенным (т. е. людям. — Н. 3.) Апостол выше силы не велел пытати». Здесь Филофей не признает никаких земных ав торитетов. Наука — запретный плод не только для простецов, но и для царей, и святителей, и всех вельмож, и прочих всех людей, ибо это опасное и вредное занятие. Всю дохристианскую культу ру автор Посланий отрицает. Своим согражданам он советует от ученых «бегати, яко кто бежит от змия», объявляя единственным источником всех знаний только «Слово Бога». Теория Филофея «Москва — третий Рим» получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средст вами живописи, включалась в состав храмовых росписей и дру гих эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царст во, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, по лучившей официальное признание.

Наши рекомендации