Понятие, сущность, юридические свойства конституции.

Конституция РФ(КРФ) - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр. силой, закрепляющий основы конст. строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов гос. власти; принципы организации местного самоуправления. Юр. свойства Конс.- это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юр. свойствам Конс. относятся: учредит. характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учред.характер проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы гос. и общественного устройства, учреждают важнейшие гос. институты, через которые реализуется гос.власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конст.нормы устанавливают порядок создания всех действующих в гос-ве правовых норм их иерархию в правовой системе. 2. Легитимность состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос-а - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), к. принадлежит вся полнота гос. власти. КРФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили больше половины избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. ВерховенствоКРФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ» - закрепляет ст. 15 КРФ. Верховенство КРФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления КРФ в силу. Так, в п. 2 раздела II КРФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конс., применяются в части, не противоречащей КРФ». Верховенство КРФ приобретает доп. значение в условиях федеративного гос. устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конс. (ч. 1 ст. 15 КРФ).

Верховенство КРФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конст. нормам высшей юр.силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конс. - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации гос. власти, опред-ти отношений между личностью и гос-ом. * Стабильность Конст. зависит от многих факторов (например, от расклада социально-полит. сил, действующих на полит. арене страны, от уровня полит. и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конст.и др.). Гарантией стабил. КРФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конст. поправок.

5. КРФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 КРФ). Это означает, что нормы КРФ явл. непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия доп., конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы КРФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в доп. регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия КРФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами КРФ при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно КРФ, в частности: а) когда закрепленные нормой КРФ положения, исходя из ее смысла, не требуют доп. регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу КРФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу КРФ, находится в противоречии с соответствующими положениями КРФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит КРФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

*Термин «конституция» зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности. Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

Наши рекомендации