Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации

Собеседование по вопросам:

1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя.

2. Принципы правового положения личности и взаимоотношения личности и государства: человек как высшая ценность и принципы гражданства.

3. Народный и государственный суверенитет.

4. Принцип социального государства.

5. Собственность и свобода экономической деятельности.

6. Идеологическое и политическое многообразие. Статус политических партий. Запрет экстремистской деятельности.

7. Светское государство. Правовой статус религиозных объединений.

8. Местное самоуправление как основа конституционного строя.

9. Демократическое государство.

10. Республиканская форма правления.

11. Принципы федеративного устройства.

12. Разделение властей.

13. Принципы функционирования правовой системы: ст. 15 Конституции Российской Федерации.

14. Значение основ конституционного строя.

Задача 1

Гражданин Зелюкин К. Б. обратился в Конституционный Суд РФ с жало­бой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом «О статусе де­путата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Основанием послужил отказ Проко­пьевском федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы ФС РФ Н. А. Останину, избранную по региональной части федерального списка кандидатов в депутаты Госу­дарственной Думы ФС РФ, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы ука­занного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федера­ции установлен свободный, а не императивный мандат.

Оспаривая данное положение в Конституционном Суде РФ, К. Б. Зе- люкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через пред­ставителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвы­борной программой. Государственная Дума РФ и Президент РФ в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соот­ветствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознава­емых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.

Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ)? Государственные органы должны следовать ин­тересам или воле избирателей? Каков должен быть механизм выявления этой воли или этих интересов? Какое решение должен принять Конститу­ционный Суд РФ?

Задача 2

При подготовке к проведению в 2006 г. в Санкт-Петербурге саммита «G8» органами государственной власти, обеспечивавшими безопасность этого мероприятия, были предприняты ряд мер, связанных с ограничени­ем прав граждан.

За неделю до начала саммита было перекрыто шоссе, проходящее мимо резиденции «Константиновский дворец», где должен был проходить саммит. На период больше двух недель была закрыта для движения судов акватория Невы и Финского залива, на два дня закрыт городской аэро­порт, отменено движение поездов. В апреле руководители большинства государственных учреждений города рекомендовали своим сотрудникам на период саммита уехать из города, а вузам города — перенести сроки вступительных экзаменов. По маршрутам следования участников сам­мита — на крупных проспектах города — было предписано закрыть все магазины и офисы. Все бездомные граждане были вывезены в сосед­ние регионы — за несколько десятков километров. В поселках Стрельна и Петродворец в течение месяца граждане могли попасть домой только предъявив паспорт с отметкой о регистрации. Те, кто снимал жилье по договору найма и не был зарегистрирован, были вынуждены поселиться в гостиницах.

Оцените правовые основания для применения подобных мер, в част­ности положения Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ, с точки зрения конституционных принципов взаимоотношений государства и граждан? Можно ли считать какие-то меры незаконными и требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного в результате применения таких мер?

Задача 3

В 2016 г ученица одной из петербургских школ М. Шрайбер обрати­лась в районный суд с требованием признать нарушением конституцион­ных принципов идеологического многообразия и светского государства включение в школьную программу изучения биологии положений теории эволюции Ч. Дарвина. М. Шрайбер полагает, что навязывание в процессе школьного обучения определенных представлений, которые могут проти­воречить религиозным и нравственным убеждениям ребенка и которым он не в силах противостоять, связано с определенной официальной госу­дарственной идеологией — идеологией атеизма.

Определите границу между следованием принципу светского госу­дарства и пропагандой атеизма. Обоснуйте свою позицию по вопросу о перспективах удовлетворения требований М. Шрайбер.

Задача 4

ООО «Водный мир» обратилось к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции РФ и федеральных законов, выразившихся в следующем. По мнению ООО, установленный законом порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответству­ет конституционному принципу свободы экономической деятельности. Также по их мнению установленный порядок лицензирования фактически означает наруше­ние принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государ­ственных предприятий, для которых получение ли­цензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.

В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и под­держки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования от­дельных видов деятельности? Необходимо ли государственным пред­приятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осущест­влять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятель­ность?

Наши рекомендации