Методические рекомендации к теме 1

Рассматривая первый вопрос темы, важно уяснить сущность понятия «политика». Студенты могут проанализировать статью М. Вебера «Политика как призвание и профессия» и выписать определение этого понятия как «деятельности по самостоятельному руководству государством». Следует показать факторы возникновение политики: развитие производительных сил, переход от присваивающих форм хозяйства к производящим, общественное разделение труда, социальную дифференциацию и стратификацию, возникновение социальных конфликтов и отделение публичной власти от общества.

Интересно обратиться к главе «О политике» книги Р. Арона «Демократия и тоталитаризм». В ней автор определяет три варианта понятия политика: polity, policy, politics. Первое означает политическую организацию того или иного общества в широком смысле слова, механизм осуществления власти, государство в широком смысле слова; второе характеризует содержание, образ действия власти, технологию принятия политических решений. Третье значение – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Это анализ партий, общественных организаций, средств массовой информации (СМИ). То есть три аспекта понятия политика означают форму политики (полити), содержание (полиси) и процесс (политикс), что и является структурой политики.

Студенты должны усвоить функции политики:

− поддержание и укрепление целостности общества как системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

− разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

− обязательное распределение дефицитных благ и услуг;

− предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

− конституирование сложных социальных субъектов.

Студенты могут также сравнить роль политики в тоталитарных и демократических обществах.

Раскрывая второй вопрос плана, студенты, опираясь на учебник В.П. Пугачева и А.И. Соловьева «Введение в политологию», должны показать различные трактовки предмета политологии, которые возникали в разных странах, а также сделать вывод об определении политической науки на современном этапе как общей, интегральной науки о политике во всех ее проявлениях. Нужно уметь сопоставлять политологию с другими общественными науками – философией, социологией, экономикой, правом, психологией. В рамках данного вопроса необходимо видеть структуру политологии: политическую философию, учение о политических институтах, теорию международной политики и политическую историю.

При анализе третьего вопроса темы важно понять соотношение трех групп этих методов: общих или специальных, общелогических и эмпирических. К общим относят: социологический, культурологический, нормативный, функциональный, бихевиористский, психологический, институциональный, антропологический, диалектический и сравнительный подходы. Общелогическими считают анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и другие. Эмпирические методы – это статистический, анализ документов; анкетный опрос; лабораторный эксперимент; наблюдение; метод деловых игр. Важно, чтобы студенты четко определяли функции политологии: познавательную, оценочную, прогностическую, практическую или управленческую, методологическую. Для анализа этого важнейшего вопроса можно использовать книгу «Теория и методы в современной политической науке» под ред.У. Ларсена.

Тема 2. История политической мысли: политическая мысль античности, средневековья и Нового времени
План:

1. Взгляды Платона, Аристотеля и Демокрита на политику и государство как отражение идеализма, материализма и дуализма. Цицерон о правовом государстве и формах правления.

2. Политические воззрения Августина Аврелия и Фомы Аквинского на политику и государство.

3. Политическая философия эпохи Возрождения и Просвещения (Н. Макивелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

4. Марксизм о политике и государстве. Политические воззрения Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма.

Литература

1. Аврелий Августин. Письмо к Нектарию // Полис. 2006.
№ 4. С. 114–119.

2. Аристотель. Политика. Соч., т. 4. М.: Мысль, 1983.
С. 376–644.

3. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

4. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2010. 505 с.

5. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 2: пер. с лат. и англ. М.: Мысль, 1991. С.129–288.

6. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2008. 500 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения в 9 т. Т. 3. М.: Изд-во политической литературы, 1985. С. 139–171.

8. Муштук О.З.Политология: учебник для вузов. М.: МФПА (Московская финансово-промышленная академия), Университетская серия, 2011. 475 с.

9. Пантин И.К. Русская политическая мысль в историческом измерении // Полис. 2009. № 5. С. 48–67.

10. Платон. Государство. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.

11. Политология. Хрестоматия / сост. Б.И. Исаев, А.С. Тураев, А.Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006. С. 20–71.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 9 т. Т. 6. М.: Изд-во политической литературы, 1987.
С. 105–243.

Наши рекомендации