Этнополитические конфликты

Особую остроту в современном мире приобрели этнические конфликты. Хотя они детерминированы целым комплексом экономических, социальных, религиозных и культурных проблем, они имеют тенденцию перерастания в политические конфликты. Это связано с тем, что многие группы уверены, что разрешить свои проблемы они могут только изменив свой политический статус или расширив свое представительство в системе власти и управления. Отметим, что под этносом понимается общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая особенными чертами культуры, языка, особенностями психологического склада и осознанием своего единства и отличия от других групп. Представление об общности происхождения, общей исторической судьбе является основой этнического самосознания и групповой идентификации. Одним из его проявлений может стать идеология национализма. Национализм - явление неоднозначное. Одним его полюсом может быть патриотизм, выраженный в стремлении народа защитить свой язык, культуру и суверенитет, а другим - ксенофобия (боязнь и вражда ко всему чужому), представления об исключительности этого народа и шовинизм по отношению к другим. Национализм может проявляться и в сепаратизме - в стремлении к суверенитету и созданию собственного независимого государства.
В современной науке существуют разные объяснения причин межэтнических конфликтов5.
Неомарксизм видит причину национального и регионального сепаратизма в неравномерном развитии территорий. Разрыв по показателям уровня жизни между высокоразвитыми и периферийными регионами может трактоваться в терминах господства и подчинения: один народ "сидит на шее другого" и эксплуатирует его сырьевые и людские ресурсы. Этот аргумент используется политическими элитами как важнейший аргумент в этнической мобилизации группы.
Согласно модернизационному подходу, переход к более современной рыночной экономической модели вызывает соперничество между этническими группами за использование рыночных возможностей и за доступ к наиболее эффективным видам деятельности. К этому следует добавить, что попытка ускоренной модернизации сопровождается разрушением социальной структуры, ростом массовой безработицы. В полиэтническом обществе кризис обостряет конкуренцию групп за рабочие места, за собственность, за государственную поддержку. Это является питательной почвой для появления как бытового, так и политического национализма.
Для описания этнических конфликтов часто используется статусно-групповой подход. Частично мы останавливались на его рассмотрении выше, описывая статусно-ролевые конфликты. Этнос имеет возможность сравнивать свой статус с положением других групп, используя такие показатели, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность, объем общественных благ, приходящийся на весь этнос в целом или на отдельного его представителя, возможность развивать собственную культуру, представительство в профессионально-классовых группах и в структурах власти, объем политических прав, объем политического суверенитета. Низкий статус порождает психологическое состояние ущербности и стимулирует движения, направленные на изменение статуса.
Согласно культурно-плюралистическому подходу, межэтнические конфликты неизбежны, если в рамках одной политической системы объединяются слишком разные по этно-культурным признакам народы. Процессы культурной унификации провоцируют защитный национализм - желание сохранить свою самобытность.
Популярно и ценностное объяснение этнических конфликтов. Согласно точке зрения американского политолога С. Хантингтона, высказанной в работе "Столкновение цивилизаций", наиболее острые конфликты современного мира проходят по линии культурных (цивилизационных) различий между этническими и религиозными группами. По Хантингтону, конфликты запрограммированы в обществах так называемого "расколотого" типа, т.е. в обществах, объединяющих в своем составе население, принадлежащее к разным цивилизациям, например исламской и христианской, исламской и иудейской и т.д.
Согласно инструментальному подходу, национализм разжигается лидерами и элитами, которые в борьбе за сферы экономического и политического влияния прибегают к этнической мобилизации, используя для этого этнические символы, лозунги культурного возрождения и государственного суверенитета.
Но, видимо, исследование причин этнополитических конфликтов требует многофакторного анализа, т.к. при возникновении конфликтов происходит наслаивание одних ситуаций на другие.

  • Наряду с указанными, причинами конфликтов могут стать следующие:
    • историческое наследие межэтнических отношений: войны между народами, нанесенные обиды, случаи депортации народов;
    • произвольное проведение границ, несовпадающих с границами расселения этносов;
    • насильственное включение территории этноса в другое государство;
    • отсутствие реальных условий для развития национальной культуры, обучения на родном языке;
    • навязанный "патернализм", политика, в основе которой лежит представление об архаичности образа жизни малого народа и попытка привить ему культурные образцы развитого народа;
    • стереотипы негативного восприятия другого народа.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации