Раздел II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Смысл и содержание преподавания и изучения курса политологии заключается в том, чтобы студенты (в будущем специалисты с высшим образованием) овладели прочными политическими знаниями, отражающими объективную действительность и достижения науки; определили свои мировоззренческие установки и убеждения; приобрели умения, навыки осознанного политического участия в политической жизни общества.

Отличительной особенностью политологии является прикладной характер и связь с реальной действительностью. В условиях современных политических отношений, когда происходят политические трансформации и модернизации, усложняется политическая структура и динамика общества, роль политологии как науки и учебной дисциплины постоянно возрастает.

На рубеже CC-CCI вв. политическая наука и практика обогатились новым содержанием, возникли новые отрасли и направления политических исследований: «политическиетехнологии», «политический менеджмент», « политический маркетинг» и др.

В этих условиях приобретение широких политических знаний должно стать составной частью профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

Тексты лекций по курсу «Политология» разработаны в соответствии с требованиями образовательных стандартов по социально- гуманитарным дисциплинам и адресованы студентам всех факультетов.

Раздел I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

Тема 1.ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

1.Политика – объект научных исследований.

2.Структура, уровни и функции политики.

3. Связь политики с другими общественными сферами.

1. Политика – объект научных исследований. Две тысячи пятьсот лет тому назад было замечено, что «человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель). А еще раньше было сформулирована основная задача гуманитарных наук – «познай самого себя» (Сократ). Закономерным итогом развития гуманитарных знаний по этому пути к ХХ веку явилось возникновение множества наук о человеке и обществе, в том числе и выделение науки о политике в отдельную отрасль научного знания, превращение её в учебную дисциплину вузов.

Впервые кафедра политической науки была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже (США, ныне Колумбийский университет). Несколько позже подобные научные и учебные центры возникли во Франции (1871 г.) и Великобритании (1898 г.). В течение первой половины ХХ века выделение политологии в самостоятельную научную дисциплину завершилось, а после рекомендации ЮНЕСКО (1948г.) ввести изучение политологии в учебных заведениях, она приобрела статус и учебной дисциплины. В этом качестве политология преподаётся в вузах Беларуси с 1989 г.

В контексте сказанного, ответ на вопрос – «что такое политология?» – прост и лаконичен: – это наука о политике. Сложнее с вопросом – «а что такое политика?» Именно на этот вопрос во всех его многочисленных аспектах даёт свой ответ политология. И здесь важно то, что, являясь наукой, – определенной совокупностью знаний, адекватных объективной реальности, – политология формулирует свои ответы и выводы, избегая идеологического сервилизма и отделяя действительное от желаемого.

Понятие «политика» в своих смысловых значениях столь же многогранно, как и та часть социальной реальности, которую оно обозначает в качестве объекта политологии.

В этимологическом* смысле термин политика происходит от древнегреческого слова «polis» (община-государство, город-государство), которое в свою очередь имеет своим основанием слово «poly» (много, многое). Отсюда же производные термины: «polites» - свободный член общины, гражданин; «politike» – общественные, публичные, государственные дела; «politikos» – общественный, государственный деятель. Иначе говоря, в античной Греции государство отождествлялось с обществом свободных граждан, коллективно (посредством народных собраний) управляющих делами, а понятием «политика» обозначалась деятельность по управлению общественными, в данном случае, государственными делами. На основании смыслов данных слов и был сформулирован первый ряд до сих пор сохраняющих своё научное значение понятий политики: «искусство управлять государством»; «искусство общения»; «деятельность по обеспечению общего блага» (Платон, Аристотель IV век до н. э.). Обобщая смыслы этих понятий, мы получим исторически исходное общее определение политики – это сфера деятельности сообщества свободных граждан по управлению государственными делами с целью обеспечения общего блага.

В течение последующих почти 2,5 тыс. лет по мере эволюции государственности, расширения и усложнения мира политических явлений соответственно развивались и научные представления о политике. К ХХI веку в понятийном описании политики как объекта научных исследований сложилось множество её интерпретаций, характеризующих различные грани политической деятельности. В этом множестве выделяются (1) группа частных и (2) общих определений политики.

Особенность группы частных определений в том, что каждое из них характеризует лишь одну из граней бесконечно сложного мира политических явлений. К тому роду определений относятся:

- ценностно-установочные (нормативно-этические, правовые) трактовки, в центре внимания которых находится вопрос о том, какой политика должна быть с позиций императивов* – норм нравственности, идеально желаемого или соответствовать законам и праву. Типичным

_________________________

*Этимология – раздел языкознания, исследующий происхождения слов.

*Императив – повеление, требование.

примером такого рода определений являются интерпретации смысла политики как деятельности «по обеспечению общего блага»; или «по реализации интересов общества, народа, класса, нации и т.д.»; или «по обеспечению законности и конституционных прав человека»;

- конфликтологические определения, трактующие политику как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов в обществе;

- телеологические* определения политики, представляющие её как «деятельность по достижению коллективных (групповых) целей»;

- регулятивные определения политики, характеризующие её как деятельность по авторитарному распределению ценностей в обществе и установлению определенного порядка в этой сфере;

- процессуальные трактовки определяют политику как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.

Особенность общих определений политики состоит в том, что здесь преобладают стремления обозначить её единым универсальным понятием на основе выделения наиболее общих, сущностных черт этого явления, избегая его частных характеристик. Идейно данный подход связан с античной традицией интерпретировать политику как деятельность по управлению государственными делами, и восходит к политическому учению Макиавелли (1469-1527), который определял политику как деятельность необходимую для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти, умножать и полезно использовать её.

Классическим примером здесь является позиция Макса Вебера (1864-1920), который считал необходимым различать значение термина «политика» в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле – это «все виды деятельности по самостоятельному управлению». В узком (политологическом) смысле слова «политикой» называют деятельность по участию в государственной власти или в оказании влияния на неё. Подобным образом объяснил смысл политики и В.И. Ленин (1870-1924). «Политика, – писал он, – …есть участие в делах государства, на-

_______________________

*Телеология – учение, наука о целях человеческой деятельности.

правление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства».

К группе общих определений политики следует отнести и её социологическую трактовку как соперничество, т.е. конкурентную деятельность определённых организованных социальных групп за реализацию своих интересов с помощью государственной власти или влияние на неё.

2. Структура, уровни и функции политики.Характеристика политики в качестве объекта политологии не исчерпывается суммой вышеперечисленных понятий. Поэтому и для того, чтобы расширить наши представления о структуре политики как объекте научных исследований, необходима констатация: политика – это 1) всегда деятельность людей, и 2) одна из составных частей общественных отношений. Эта позиция требует ответов на вопросы: Кто и как занимается политической деятельностью? Какие общественные проблемы являются поводами, основой политических отношений?

Отвечая на данные вопросы с целью более полного описания политики как объекта политологии, необходимо подчеркнуть:

- все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики;

- вся масса субъектов политической деятельности всегда неоднородна (гетерогенна) не только по своему социальному составу, но и с точки зрения тех политических ролей (функций), которые они исполняют;

- субъектность политики существует и реализуется на качественно различных уровнях, т.е.

1) уровень (первичный) – социальные (большие и малые) группы;

2) институциональный уровень, где субъектами политики выступают государство, политические партии и другие общественные организации;

3) индивидуальный уровень,т.е. политическая деятельность отдельных граждан, в том числе политических лидеров, членов политических партий, парламентариев, министерств и т.п.

Субъектов политики различают и по классификации М. Вебера, согласно которой они представлены, по крайней мере, 3 группами:

1) «политики по случаю», – это те граждане, политическая деятельность которых ограничивается периодическим участием в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и т.д.

2) «политики по совместительству» – это граждане, для которых политическая деятельность не является главным делом, но занимает значительное место в их жизни; они, как правило, являются активными членами политических партий, постоянными участниками политических партий;

3) «политики по профессии» – это граждане, для которых политическая деятельность является основным источником доходов. В их числе – главы государств, премьер-министры и члены кабинетов министров, парламентарии, лидеры политических партий и т.д.

Так или иначе, в той или иной мере, являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются:

- вопрос об устройстве государства;

- вопрос: кто должен управлять государством?

- как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы?

- в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть?

Поиск теоретических и практических ответов на эти вопросы и деятельность субъектов политики по их реализации в соответствии с собственными потребностями, интересами и мировоззрением образуют основу политических отношений, которые в жизни общества имеют ни чуть не меньшее значение, чем отношения экономические или идеологические. Политические отношения наравне с последними пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Влияние этого фактора переменно, но оно неустранимо, а нежелание заниматься политикой никогда не освобождает от её результатов. Иначе говоря, границы мира политики и политических отношений существуют, но они подвижны, изменчивы, и здесь всегда следует считаться с тем, что любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение, прямо или косвенно, связано с проблемой политической власти.


Тема 2. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

1. Методы политологических исследований.

2. Функции (назначение) политологии.

3. Взаимосвязь политологии с другими социально-гуманитарными науками.

1. Методы политологических исследований. Научные методы – это способы, приёмы исследования, которые 1) применяются с целью получения достоверной информации и 2) для теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Политология как любая другая наука, имея свой особый объект и предмет исследований, также располагает собственной системой методов. Эта система включает:

- универсальные общелогические методы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование, дедукция, индукция и др.

- эмпирические методыисследования, которые включают: институциональный метод, посредством которого изучают устойчивые формы организации и нормы функционирования политической власти;

исторический метод – познание политических явлений в их историческом измерении;

сравнительно-типологический метод,предусматривающийсопоставление однотипных политических явлений (государств, форм правления, политических партий и т.п.) и обнаружение на этой основе общих и специфических закономерностей их функционирования и развития;

метод психологического анализа, посредством которого исследуют психические основания политического поведения больших и малых социальных групп, отдельных личностей;

метод бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) – это исследование политики исключительно способами фиксации и систематизации фактов непосредственно наблюдаемого поведения её субъектов по формуле – «стимулы - реакции».

- методы системного и функционального анализа. Они предполагают исследование сферы политико-властных отношений как особый, сложно организованной совокупности отдельных элементов, образующих целостный организм, т.е. систему, которая взаимодействует с окружающей средой. Восприятие политической реальности в качестве системы, в свою очередь, требует соответствующих методов исследования, т.е. обнаружение элементов политической системы, определение их функций (роли), связи между ними и другими системами общества. Метод системно-функционального анализа обладает мощным творческим потенциалом. Его применение позволяет преодолеть теоретическую ущербность эмпиризма, выявить и описать всё многообразие элементов, функций, связей политической системы общества, и таким образом познать значение и закономерности её развития.

Характеристику основных методов политологии необходимо дополнить следующими замечаниями и комментариями:

- в политологии, как и в других отраслях науки, не существует универсального метода познания. Сложная многогранность любых политических явлений требует соответствующего разнообразия методов их исследования. Только плюрализм (множественность) применяемых методов может обеспечить достаточно полное, объёмное «изображение политических реальностей»;

- выбор и применение того или иного метода зависит от целей исследования, соответствия характеру тех научных проблем, которые намерен решить политолог. В целом же, при отборе необходимых методов научного познания действует принцип – «не имеет значение цвет кошек, главное, чтобы они хорошо ловили мышей»

Применение тех или иных методов исследования политики каждым из них в отдельности или всей их совокупностью не может автоматически обеспечить абсолютную объективность полученных результатов и знаний. Проблема объективности в данном случае решается на основе понимания качественных особенностей политики как объекта научных исследований и соответствующей специфики её познания по сравнению с научным познанием природы.

Природа, как известно, всегда существовала до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Как объект научного познания она и её законы отделены от него, жестко противопоставлены ему. К тому же, природа не обладает качествами субъекта – ни собственными интересами, ни соответствующей волей. Т.е. природа не реагирует и не влияет на результаты исследований, оставляя проблему их объективности самому человеку и его практике. Иначе говоря, законы природы существуют и действуют вне и независимо от сознания человека, т.е. абсолютно объективно. Они познаются и используются, но отменить, изменить или оценивать их с точки зрения императивов нравственности невозможно.

В отличие от объектов природы, в которых отсутствуют факторы сознания, преднамеренности и интересов, мир политических процессов, напротив, представлен этими факторами, движим ими и не существует вне них. Т.е. исследователь, субъект познания политических явлений, имеет дело с другими субъектами, выступающими для него в качестве объектов изучения. Соответственно, субъекты политики, обладая собственными интересами, целями и т.п., способны вводить в заблуждение, дезинформировать, провоцировать не только самих себя и друг друга, но и исследователей их деятельности. Более того, субъекты политики, будучи объектами научного познания, не безразличны к этому своему статусу и могут самым решительным образом повлиять как на самого исследователя-политолога, так и на результаты его научной деятельности. На последствия такого рода взаимоотношений политологии с собственным объектом точно указал Т. Гоббс: «Если бы геометрические аксиомы противоречили интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены».

Трудности получения объективных политических знаний в не малой степени обусловлены и тем, что познание мира политики осуществляет субъект, который сам являются частью и продуктом этого мира. Т.е. исследователь-политолог обладает социально сформированным мировоззрением, собственным интересами и в своём отношении к политическим явлениям не может быть полностью свободным ни от моральных, ни от идеологических установок и политических предубеждений, что в свою очередь предполагает в политических теориях неизбежность авторских ценностных суждений.

Наличие факторов, ограничивающих возможность получения объективных знаний о политических процессах, совсем не означает, что мир политики с точки зрения науки непостижим, а наши знания о нем носят недостоверный характер. Как любая другая наука, политология имеет свою структуру относительных и абсолютных истин, где критерием их достоверности является социально-политическая практика. На этой основе выделяют:

- нормативные знания; они представляют собой результат поисков наилучшего политического устройства общества. Соответственно, особенность нормативных знаний в том, что они дают оценку политическим явлениям с точки зрения «детского вопроса» – «что такое хорошо, и что такое плохо?». То есть политические события, институты, государственный строй, формы и методы правления на основе той или иной системы ценностей имеют либо позитивное (полезное, гуманное, прогрессивное и т.п.), либо негативное (вредное, антигуманное, реакционное и т.п.) значение. Истинность этих суждений – оценок по своей природе – конвенциональна, т.е. условна и является результатом соглашения ученых по основаниям общечеловеческих ценностей;

- дескриптивные знания; они представляют собой результат научных, максимально объективных описаний реальных политических фактов и событий. Дескриптивные знания формируются и развиваются на основе применения эмпирических методов исследования политических явлений;

- теоретические знания; эта часть политических знаний есть результат обобщения эмпирических данных и представляет собой систему доказанных утверждений (выводов), которые отражают объективные закономерности развития в мире политических отношений.

Их истинность подтверждается и опровергается в науке посредством верификации*.

2. Функции (назначение) политологии. Чтобы лучше понять значение политологических знаний, необходимо учитывать общую логику движения науки – от объективного познания реальности (сущего) к творческому её преобразованию, отвечающему представлениям о должном (желаемом, полезном, необходимом и т.п.). Соответственно, политология, как любая другая наука, выполняет следующие функции:

- функция познания политических явлений; эта функция находит своё выражение в способности в политологии открыть причинно-следственные связи и взаимозависимости между политическими явлениями, и на этой основе не только объяснить смыслы прошлых и настоящих политических событий, но и выявить закономерности, тенденции развития политических процессов;

- функция прогнозирования; т.е. научное предвидение последствий, объективной направленности деятельности субъектов политики и политического развития общества;

__________

*Верификация (от лат. verificatio - подтверждение) – в науке процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

- оценочная (аксиологическая) функция; т.е. определение значимости политических событий, институтов, действий, проектов и т.п. с точки зрения их соответствия потребностям общества или общечеловеческим духовным и политическим ценностям;

- функция рационализации политической деятельности, которая находит своё выражение в разработке научных рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности методов государственной,

партийной и иных форм политической деятельности;

- функция политической социализации (воспитания); речь в данном случае идёт о том, что владение научными знаниями о природе, закономерностях политических отношений, о реальных смыслах политических событий, идеологий, лозунгов и т.п. является одним из решающих факторов формирования и развития демократической, гражданской, политической культуры, вне которой общество всегда обречено на тиранию государственной власти и политическое угнетение. К тому же, полити- ка – это такая сфера общественных отношений, где «…худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание». Силой, способной нейтрализовать такого рода процессы или противостоять им, являются научные знания о политике, вносящие в общество трезвые, рационально-объективные взгляды на прошлые и настоящие политические события, т.е. любой человек, каждая личность, независимо от профессии и уровня, не владея необходимой суммой научных знаний о политике, не способны к гражданской деятельности; им уготована судьба и роль подданных, и они всегда становятся объектами манипулирования, удобными инструментами для политиков-профессионалов.

Понимания значения политологии предполагает также конкретные знания о потребителях её научной продукции. В общем смысле ими являются или могут являться все субъекты политической деятельности. В их числе в качестве основных выделяют:

- на институциональном уровне: все органы государственной власти (парламент, кабинет министров, глава государства), политические партии, общественные организации и т.п.

- на индивидуальном уровне: все лица, обладающие властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющими реальную политику; лидеры, функционеры и рядовые члены политических организаций; ученые-историки, социологи, правоведы, философы, географы, экономисты и т.п.; студенты; граждане-избиратели, которые в своём политическом выборе предпочитают полагаться на собственные знания, а не на веру и обещания политиков-профессионалов. И практически всегда, когда в обществе, в государстве наука о политике оказывается невостребованной, то политическая реальность жестоко мстит тем, кто пренебрег научными знаниями о ней.

3. Взаимосвязь политологии с другими социально-гуманитарными науками.Политика как часть социальной реальности является объектом исследований для большинства гуманитарных наук. Здесь в первую очередь следует назвать:

- политическая философия;она обращается к миру политических явлений с позиции собственного предмета, и её цель – обнаружить общие, универсальные закономерности политического бытия человека и на этой основе определить эпические критерии оценки реальной политики и смысл таких общих понятий как «власть», «государство», «свобода», «справедливость», «равенство», и т.д.

- политическая история; её специфика в том, что она изучает политику с точки зрения фактов её прошлого: точнее – хронологическую последовательность событий, отражающих конкретно-исторический процесс возникновения и развития государств разных народов;

- политическая география исследует зависимость политических процессов от особенностей географических пространств – их ландшафта, климата и природных ресурсов;

Наука об обществе – социология – изучает мир политических явлений в качестве одной из социальных подсистем, отдельного вида социальных отношений, которые присущи обществу в целом и существенно влияют на его развитие;

- психология (политическая) обращается к миру политических отношений с целью исследования особенностей человеческой психики (чувств, воли, душевного склада и т.п.) и её состояний (решительность, нерешительность, боязливость, храбрость, впечатлительность, мнительность, отчаяние и т.п.) в политическом поведении людей (например, политических лидеров, избирателей, толпы и т.п.).

Таким образом, каждая из гуманитарных наук, так или иначе, изучает политику, но с точки зрения собственного предмета. Что касается политологии, то она исследует мир политики в его тотальности и многообразии, и, соответственно, представляет собой интегральную науку о политике, а её предметом являются закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, а также тех общественных отношений, которые складываются и существуют по её поводу.

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Политические идеи древнего мира и средневековья.

2. Политические учения эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.

3. Марксистская концепция политики.

4. Современные политические учения Запада.

1. Политические идеи древнего мира и средневековья. Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимает политическое учение Платона (427 -397 гг. до н. э.), изложенное им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона – софисты (Протогор, Продик и др.) – утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные идеи Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей (плутократия). При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства.

Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды (демагог) становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство – справедливое правление «аристократов духа» – мудрецов. В нем должно быть «красивым все в целом», сохраняется всеобщность государственного принципа: свобода государства по отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы – правители, стражи – воины, ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У правителей нет ничего своего: ни семьи, ни имущества, их собственность – только власть. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек – «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих су- ществ – общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государствен­ный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет собой такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место идеи тоталитаризма: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии с всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптиматов (аристократии), народная власть (республика). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международнымидоговорами.

Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.

Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти — одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Ран­нехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град — это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

Монах-доминиканец Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния.

Фома Аквинский был сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

2. Политические учения эпохи Возрождения и периода буржуазных революций. В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической науки сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенно

Наши рекомендации