Региональный политический процесс как

«изменение во взаимодействии»: парадигма научного исследования

В современной науке существуют различные методологические подходы, в рамках которых внимание исследователей акцентируется на различных аспектах политического процесса в регионах. Однако общим для всех этих подходов является взгляд на региональный политический процесс как на «изменение во взаимодействии», поэтому одной из базовых характеристик политического процесса выступает категория «изменение».

Исследователи считают, что многообразие источников и форм политических изменений выражает­ся в таких способах суще­ствования политических явлений как функционирование, развитие и упадок.

Функционирование политических явлений не выводит формы и способы политического поведения за рамки сложившихся институтов политического взаимодействия, что является основой поддержания региональной политической систе­мы, воспроизводства ее структур и сложившегося равновесия политических сил. При таком способе суще­ствования политических явлений в региональных изменениях традиции и преемственность обладают неоспоримым при­оритетом перед любыми инновациями.

Второй способ суще­ствования политических явлений – это развитие. Он связан с такими трансформациями базовых параметров политических явлений, которые предполагают инновационный характер эволюции последних. В масштабе регионального социума политическое развитие мо­жет означать такие изменения, при которых региональная политика выходит на уровень, позволяющий региональным властям адекватно отвечать на «вызовы времени», эффективно управлять регионом, обеспечивать удовлетворение социальных потребностей населе­ния. Такой характер политических изменений в регионе сопровождается повыше­нием соответствия региональной политической системы изменениям в других сфе­рах жизни регионального социума, развитием ее способностей к разработке стратегий и использованию социально-эффективных управленческих технологий инновационного характера.

Третий способ суще­ствования политических явлений – это упадок, ха­рактеризующий такие способы трансформации сложившихся базовых параметров политических явлений, которые предполагают негативную перспективу эволюции этих явлений. Поэтому упадок – это делегитимация регионального политического режима, утрачивающего способность к политическому управлению, распад сложившейся региональной политической це­лостности.

В соответствии с такой концепцией суще­ствования политических явлений региональный политический процесс как «изменение» может протекать в нескольких вариантах.

Во-первых, как «изменение», связанное с воспроизводством политических отношений, структур и институтов в регионе. В этом случае речь идет, прежде всего, о нормальном функционировании региональной политической системы, которое не выходит за рамки сло­жившихся базовых политических значений. При таком способе «изменений» политический процесс приобретает форму цикла, ритм которому задается решениями органов государственной власти, акциями других политических субъектов, периодическими выборами. Основным источником «изменений» при этом выступают право. традиции, преемственность.

Во-вторых, политический процесс как «изменение» может быть связан с производством новой политической реальности. В этом случае региональный политический процесс приобретает форму развития, источником которого могут выступать трансформация экономических отно­шений, циркуляция элит, деятель­ность политических лидеров, адекватно отвечающих на «вызовы времени» и использующих эффективные управленческие технологии. В этом плане политическое развитие означает способность региональной политической системы эффективно адаптироваться к новым социальным условиям, создавать новые политические институты, обеспечивающие каналы коммуникации между субъектами политических взаимодействий, органами государственной власти и населением в регионе. Политическое развитие сопровождается также структурной дифференциацией институтов региональной политической системы, отражающей процесс усложнения социальных отношений, возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов и политического влияния в регионе, а также повышением результативности региональных политических институтов.

В-третьих, политический процесс может сопровождаться «регрессивной метаморфозой», приводящей к упадку. В состоянии упадка полити­ческие изменения в регионе характеризуются нарастанием политической энтропии и преоб­ладанием дезинтеграционных политических тенденций над интеграционными. Субъекты политического управления утрачивают функции, связанные с социальной интеграцией и мобилизацией, регуляцией социальных отношений, защитой региональных интересов.

Политический процесс как «изменение во взаимодействии» включает в свое содержание определенные политические технологии, которые используют в своей деятельности те или иные региональные политические субъекты. Набор специфических проблем, с которыми сталкиваются участники политических интеракций, а также предлагаемых способов их политического решения, делают региональные политические процессы достаточно уникальными и затрудняют использование в политической деятельности «политического опыта». Поэтому при изучении региональных политических процессов в современной политической науке часто прибегают к идеям синергетики, в рамках которой политическая реальность рассматривается как сложноорганизованная нелинейная система.

С позиций синергетики в нелинейной среде потенциально существует спектр структур, которые в ней могут появиться. Причем то, какие структуры могут возникнуть в данной среде, определяется исключительно внутренними свойствами среды, а не параметрами внешнего воздействия. Поэтому региональный политический процесс в рамках синергетической парадигмы рассматривается как процесс политического выбора в условиях неустойчивости социальной системы одной из возможностей дальнейшего ее развития и вывода этой системы на соответствующий ей аттрактор (относительно устойчивое состояние).

Политический процесс по-разному протекает в стабильных и нестабильных региональных социумах. В стабильных социумах доминируют конвенциональные «из­менения», которые связаны с такими легальными и легитимными поведенческими акциями, которые отвечают при­нятым правилам политической игры (договорным или нормативным). Эти «изменения» имеют отчетливую направленность даже при сопротивлении тех или иных политических сил. Внешне такие политические процессы характеризуются отсутствием в регионе острых конфликтных ситуаций и массовых протестов.

В стабильных региональных социумах политический процесс сопровождается так называемым «эволюционным полити­ческим развитием», содержанием которого выступают: 1) нарастание способности региональной политической системы гиб­ко приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям; 2) своевременное выделение кратковременных задач и проведение преобразований, на­целенных на реальное продвижение регионального сообщества вперед; 3) увеличение возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в региональном управлении. Поэтому под политическим развитием в таких социумах понимается, прежде всего, структурная диффе­ренциация институтов региональной политической систе­мы, выражающаяся в артикуляции интересов различных социальных групп (посредством доброволь­ных объединений) и агрегации социальных интересов (с помощью поли­тических партий).

Кроме того, под эволюционным политическим развитием в стабильных региональных социумах подразумевается также возрастание «способностей» региональной политической системы к инновациям и креативному управлению; успешно адаптироваться к новым проблемам; гибко реагировать на не­предвиденные ситуации; активизировать и концентрировать ресурсы для решения конкретных задач; производить и воспроизводить легитимные структуры политического сознания и лояльные формы политического поведения граждан в регионе при помощи символического капитала власти и специализированных структур эффективной политической социали­зации. Кроме того, под эволюционным политическим развитием понимают усиление тенденций к политическому равнопра­вию субъектов политического процесса в регионе, которое проявляется в политическом плюрализме; расширении автономных и мобилизационных форм политического участия; универсализации действия правовых норм; усилении роли компетентности при формировании региональных органов государственной власти.

Понимаемое таким образом эволюционное политическое развитие неразрывно связывается с наличием в регионе институциональных возможностей для артикуляции групповых интересов; нормативной базы, способной обеспечить равенство политическо­го участия разных социальных групп и усилить влияние интеграционных ценностей, а также ком­петентных политических элит, способных использовать политические технологии, исключающие насилие и политический радикализм.

В нестабильных региональных социумах политический процесс, наоборот, протекает в условиях неравновесности политических состояний, несбалан­сированности политической активности основных его субъектов, нарушения ими своих ролевых нормативно за­фиксированных функций, превышения ими своих полно­мочий, выход за пределы норм и правил политической игры, в том числе и в сферу нелегальной политической деятельности. В таких условиях качественная идентифи­кации «изменений» в принципе не возможна. В нестабильных региональных социумах основным источником «изменений во взаимодействии» выступают политические конфликты, связанные с конкурентным распределение властных пол­номочий, ресурсов или зон влияния. Конфликт как один из возможных вариантов взаимодействия по­литических субъектов лежит в основе изменений политического поведе­ния раздичных групп и отдельных индивидов, а также модификации политических отношений и управленческих структур.

В современной политической регионалистике выделилась специальная отрасль знаний – конфликтология, предметную область которой составляют причины, формы, структуры, динамика региональных конфликтов и пути их разрешения. Специалисты в области конфликтологии к основным структурным элементам региональных конфликтов относят: 1) источник, или предмет, конфликта, выражающий разно­гласия между его субъектами; 2) повод, послу­живший началом активных действий конфликтующих сторон; 3) субъекты конфликта, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; 4) позиции субъектов, раскрывающие их цели и мотивы конфликтного взаимодействия; 5) средства конфликта, характеризующие типичные применяе­мые сторонами ресурсы, способы и приемы взаимодействия; 6) характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отно­шения конкурирующих сторон (см. схема 8).

Схема 8.

Наши рекомендации