Возможности компьютерного моделирования – системный подход
В динамично изменяющихся условиях современного российского общества возрастает потребность в эффективном инструменте анализа и прогнозирования в социально-политической сфере.
Все это побудило исследователей искать возможности формализации методов изучения реальных взаимосвязей, определяющих социально-политическое развитие, переложения его на язык строгих логических, а затем математических символов. В итоге возникают математические конструкции, с той или иной степенью достоверности, описывающие реальные процессы. Применение современных ЭВМ позволяет рассчитывать возможные варианты развития событий под воздействием различного рода условий, давать политологический прогноз.
Потребность управления сложными общественными, в том числе и политическими процессами, необходимость прогнозировать последствия действий по осуществлению поставленных целей делает актуальным применение системного анализа.
Рассмотрим основные аспекты системного подхода.
Системно-компонентный аспект отражает изучение состава системы. При этом выделяются такие компоненты, взаимодействие которых обеспечивает присущие только системе в целом качественные особенности. Например, могут быть выделены действующее звено (компонент, непосредственно реализующий цели системы) и обеспечивающее звено (т.е. компонент, обеспечивающий функционирование системы).
Системно-структурный аспект предполагает исследование внутренних связей и взаимодействия элементов системы. Структура понимается как внутренняя форма системы, определяющая способ взаимодействия компонентов системы. Структура придает системе целостность, образуя взаимосвязи, как правило, на нескольких уровнях устойчивого взаимодействия компонентов.
Системно-функциональный аспект предусматривает изучение информационно-функциональных зависимостей между компонентами данной системы; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой системой, в состав которой она входит. Функциональное [c.765] описание компонентов должно быть целесообразным и иерархичным. Обычно выделяют координацию (горизонтальное согласование функций) и субординацию (согласование функций по вертикали).
Системно-интегративный аспект предусматривает исследование целостных свойств системы, не присущих ни одному из ее компонентов
Системно-коммуникационный аспект отражает изучение системы во взаимодействии с окружающей средой
Системно-исторический аспект направлен на изучение ретроспективы и перспективы развития системы, требует рассмотрения системы как процесса, в единстве ее генезиса, функционирования и развития.
Исследование сложных систем предполагает учет в той или иной мере всех вышеназванных аспектов или тех или иных составляющих – все зависит от конкретной задачи (3).
Для характеристики политической обстановки в современной России применимо понятиесистемного кризиса. В этой ситуации необходимо радикальное изменение ее структуры, формирование новых элементов и упразднение старых, изменение нормативной основы их взаимодействия При этом важно постоянно учитывать реакцию общества, способную разрушить неустойчивую на переходном этапе политическую систему, а вместе с ней и весь общественный организм. Иными словами, отечественная политика нуждается сегодня в надежном аналитическом инструментарии, дающем возможность оперативно проводить многоаспектные комплексные исследования
При рассмотрении социально-политических процессов в качестве базовой системы принимается, как правило, конкретная социальная общность (страна, административно-территориальное образование, производственный коллектив, законодательный орган, аппарат исполнительной власти, партия и т п.). Целью исследования может стать выявление условий устойчивости данной системы (сохранения системного качества), достижение цели при сохранении устойчивости или запрограммированной дезинтеграции, путей адаптации к изменениям внешних условий и т.п.
Реальные системы, как обычно, сложны для непосредственного анализа. К тому же есть явления, к их [c.766] числу относятся явления социального характера, которые из-за своей сложности, по причинам нравственного свойства или в силу иных обстоятельств не могут стать объектом привычных в других случаях методов исследования, например, эксперимента При исследовании объектов такого рода затруднена и воспроизводимость начальных и граничных условий, а значит, и результата Все это дает некоторым ученым основание для скептицизма в отношении применимости научных методов познания к обществу вообще
В арсенале исследователя имеется, однако, достаточно эффективный способ упрощения задачи Реальная система подменяется упрощенной, воспроизводящей лишь самые необходимые элементы и отношения, от которых в первую очередь зависят формирование и сохранение системного качества, достижение цели. Само же качество заменяется на результирующую упрощенного взаимодействия Возникающая при этомимитация первичной системы является еемоделью. Она и становится непосредственным объектом исследования. Процесс же создания вторичного объекта, а также имитации на нем реальных процессов называетсямоделированием.
Построение модели с использованием компьютерной техники содержит в себе четыре необходимых этапа.
На первом формируется единое теоретическое представление об исследуемой системе – ееконцептуальная модель. Построение концептуальной модели предполагает присвоение всем существенным для решения данной задачи компонентам системы соответствующих понятий, выявление и вербальное описание наиболее существенных факторов и показателей развития, зависимостей и закономерностей.
На втором этапе описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы.
На третьем этапе переложение математической модели на язык программирования доступный ЭВМ, дает в руки исследователякомпьютерную модель, позволяющую исследователям работать с цифровой эмпирической информацией.
Наконец, начетвертом этапе вводя в математическую или компьютерную модель эмпирическую информацию [c.767] об исследуемой системе, заменяя математические символы на количественные показатели, мы получаеминформационную модель исследуемой системы. Последняя и дает нам возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия, иными словами,ставить эксперимент (4).[c.768]