Специфика политической власти

Политическая власть характеризуется отличительными признаками:

наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений;

возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами;

наличием права принимать решения, формировать законы, касающиеся всего общества;

возможностью использования системы принуждения по отношению к большинству населения.

Поле (пространство) политической власти образуется тремя осями (векторами):

«ось представительства» - характеризует отношение политических субъектов с той социальной общностью, интересы которой они представляют;

«ось политической деятельности» - характеризуется техникой, практикой решения политическими субъектами проблем, вставших пред обществом;

«институционная ось» - сочетает в себе многообразие отношений политического субъекта с социальными институтами общества, интересы которых он представляет.

В каждом из этих измерений ключевым является политический субъект (индивид, социальная общность, организация), удовлетворяющий следующим требованиям:

- самостоятельностью принятия решений;

- наличием средств и возможностей реализации принятых решений.

Существенным признаком политической власти является ее опора на государство. Вне государственных структур и государственно - правовых механизмов политическая власть не существует, ибо политические решения только тогда приобретают характер властного решения, когда задействованы государственные институты. Политическая власть внутри общества имеет фактическую монополию на принятие и осуществление тех или иных государственных решений, на использование в своих целях аппарата административного принуждения (армии, полиции, суда), материального принуждения и стимулирования, идеологического манипулирования, традиционного обоснования и т.п.

Совпадая по своей социальной сущности, политическая и государственная власти неодинаковы по объему, методам, формам проявления, субъектам. Носителями политической власти, кроме государства, могут быть и являются политические партии, оппозиционные организации, социальные субъекты политики. Поэтому всякая государственная власть может быть государственной.

Особенностью политической власти является ее элитарный характер, хотя источником власти является сам народ. В распоряжении элит находятся все ресурсы власти. Однако, составляя в обществе незначительное меньшинство, элиты не могут гарантировать свою устойчивость в осуществлении власти без добровольного согласия на то основной массы населения, без признания обществом правомерности. Справедливости ее господствующего положения.

Опора на государственный аппарат - это одно из условий политической власти. Для того чтобы она была действенной и эффективной , субъект политической власти должен обладать определенными качествами, отсутствие которых может ввести общество в пучину кровавых смут и экономического хаоса. Важнейшие из них:

§ политическая воля - исходное, фундаментальное качество политической власти. Она предполагает как способность к выбору цели политической деятельности, так и к мобилизации всех имеющихся возможностей и ресурсов для ее достижения. При этом волевые устремления. Ориентации, установки не абсолютизироваться и рассматриваться вне и независимо от объективных законов общественного развития, сложившаяся политической ситуации, природы политических отношений;

§ суверенность - это необходимое политико-юридическое свойство политической власти. Она выражается в ее верховенстве на принятие и осуществление политических решений над любыми другими. Суверенность власти означает ее формальную независимость от любого внешнего влияния и воздействия;

§ сила власти - совокупность материальных и идеологических возможностей, которыми располагает данная система власти для реализации своих решений. Эти возможности определяются эффективностью административно - правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово - экономических ресурсов;

§ авторитет власти - определяющее качество, без которого ни одна система власти не может нормально функционировать. Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости такой политической организации, под властью которой они находятся. Авторитет власти является гарантом политической и социальной стабильности. Однако в этом случае, когда власть оказывается неспособной обеспечить социальный порядок, она теряет авторитет и вынуждена обращаться к насилию как главному средству установления контроля над обществом.

Легитимация политической власти

Факторы

1.Внутренняя легитимация:

эмоциональная, бессознательно чувственное восприятие власти:

рациональная, исходящая из понимания необходимости и целесообразности данной системы политического устройства

2.Внешняя легитимация:

моральное - уверенность в том, что любое покушение на общественный порядок встретит осуждение и порицание окружающих;

правовые - наличие специальных государственных институтов, выполняющих функции охраны порядка, закрепленного в системе правовых норм.

Уровни

1.Идеалистический - основан на соответствии власти устоявшемуся типу личности, на доверии масс знаниям, профессионализму управляющих.

2.Структурная - основана на убеждении людей в правомочности существующей политической системы.

3.Персонифицированная - основана на принципе идентификации лидера с идеалом, на личной симпатии к властвующему лицу, а также на рациональном подходе расчете.

Средства

1.Технократические - научное и техническое обеспечение политического курса (в законах, инфраструктуре, налоговой системе и др.)

2.Социалогические - поиск наиболее безболезненных путей задач.

3.Идеологические и психологические - пропаганда ценностей, на которых основывается проводимая политика, выработка доверия к правительственной информации.

Политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда она легитимна, то есть правомерно признана большинством народа. Легитимность является совокупностью представлений о власти, своего рода имидж, в котором предстает власть в массовом сознании.

Легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, обеспечивающий ее стабильность.

Современная политология выделяет легитимности:

традиционный - основан на праве наследования власти;

патриархальный - основан на прямых односторонних связях;

сословный - на относительных автономности правящих сословий;

харизматический - на авторитете лидера;

религиозный - на вере в божественное происхождение и признание властных субъектов;

конституционный - на свободных выборах органов власти при строгом соблюдении конституционных норм.

Политическая власть является специфической социальной системой, все элементы которой в совокупности образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи.

Категория «система политической власти» характеризует деятельность официальных органов и организаций, осуществляющих политическое управление обществом и связанный с ними комплекс социально - политических отношений. Сюда также включаются и оппозиционные политические силы (партии, движения), каждая из которых имеет свою специфику.

Сущность любой системы можно понять через анализ ее структуры и основных функций.

Любая общественная система имеет в своей деятельности две оси ориентации:

внутренняя ориентация - связана, либо с текущими, актуальными событиями, либо с долговременными потребностями и целями

инструментальная ориентация - направлена на события как окружающей среды, так и на внутренние события;

В соответствии с основными направлениями деятельности система политической власти выполняет в обществе выполняет функции:

§ Функции внешней ориентации:

a) Адаптационная - политическое управление общественными процессами;

b) Достижения цели - защита основных политических ценностей, поддерживаемых системой власти.

§ Функция внутренней ориентации:

a) Интеграция и стабильность - обеспечение единства и согласованности действий всех институтов и органов власти;

b) Воспроизводство структуры - обеспечение преемственности и стабильности в развитии системы власти.

Функция политического управления общественными процессами есть сущность политики, в которой проявляется сознательная реализация целей государства и общества. Она проявляет себя в указах, законах, распоряжениях, исходящих от высшего политического руководства.

Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:

§ Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.

§ Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.

Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:

1.национально - государственная безопасность и независимость;

2.законность и общественный порядок;

3.экономическое благосостояние и социальная справедливость;

4. свобода, демократия, права и обязанности человека;

Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.

Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:

1. уровень высшего политико-государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;

2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:

посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;

через систему выборов или назначений на высшее государственно - политические посты.

Функции являются явными и социально-необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.

К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:

функция обеспечения социально-классового господства - социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:

1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;

2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию

распространения и защиты личной политической власти - вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.

Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность - раздвоение воли политического руководителя:

· он призван решать общественно необходимые задачи;

· он должен думать о сохранении собственной власти.

В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:

Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:

1. Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.

2. Функции защиты основных политических ценностей исполняют:

a) Судебная система,

b) Федеральные и местные органы правопорядка,

c) Общественно - политические ассоциации граждан,

d) Независимые от государства средства массовой информации.

3. Функции интеграции выполняют:

a) Конституция страны,

b) Основные законы субъектов федерации,

c) Политические традиции.

4. Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей - по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.

Разделение власти по вертикали также предполагает как четкое размежевание функций между властями разного уровня - центральной, региональной, местной, так и единство в реализации интересов всего общества. Для того чтобы политическая власть всех ветвей нормально и эффективно функционировала, необходима система сдержек и противовесов.

Наши рекомендации