Отличия российской политической системы советской (образца 60-80х годов ХХ в.)

Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. С формально-юридической точки зрения политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.

Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политической системы России "доперестроечного" периода. Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой "доперестроечной" России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа ("социалистического", "коммунистического") к другому ("капиталистическому", "раннекапиталистическому").Состояние переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики - к рыночной и т. п.

Во-вторых, выделение (официально, формально-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия. Конституция Российской Федерации торжественно провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется.

В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.

В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации "в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об "идеологическом многообразии" и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России.Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, в выступлении при закрытии осенней сессии отметил некоторые улучшения в политической ситуации в России:

1. В целом повысилась оперативность рассмотрения законодательных инициатив, в том числе поступающих из регионов.

2. Усиление социальной направленности бюджетных расходов.

3. Увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а так же ряда других направлений.

4. Повышение минимального размера оплаты труда.

5. Золотовалютные резервы приближаются к отметке 120 млрд. долларов. Это рекордный показатель не только за всю историю Российской Федерации, но и Советского союза. Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия превратилась в страну - нетто-кредитора.

6. Реальные - за вычетом инфляции, роста цен - располагаемые доходы населения увеличились на 9%, пенсии выросли примерно на 5%, зарплата, по разным подсчетам, - от 10 до 12,5%. Сократилось количество безработных.

Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации. Монетизация льгот вылилась в общественные протесты. Как выразился В.В. Жириновский: “Люди не понимают, что экономика теперь капиталистическая, а льготы были социалистическими, ибо социализм, ориентирован на безденежную экономику. И действительно, денежные компенсации не соответствуют бывшим льготам. Вызванный этим кризис власти и череда “цветных” революций, дала СМИ возможность вновь муссировать на тему переписывания конституции 1993г. Многие даже прогнозируют превращение России из президентского государства в парламентскую республику.

Заключение.

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

- во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

- во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

- в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

- в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Становление политической системы в России совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы. Время, прошедшее после распада СССР, оказалось явно недостаточным для утверждения новой демократической политической системы, что является целью политического строительства в России.

Пока еще нет достаточных оснований утверждать, что политическая система в России является в полной мере демократической. Она характеризуется целым набором черт, присущих переходному состоянию системы власти. Аналитики характеризуют современную политическую систему страны, как «авторитарную демократию» или «режимную систему», для которых характерны известная слабость государства и незрелость гражданского общества.

Одна из особенностей политической системы России состоит в том, что избираемые голосованием институты государства (президент и Дума), участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначенное президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания, в свою очередь, ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.

В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности выполнять роль посредника между обществом и властью, что xapaктерно для демократических государств. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. Более того, политические партии, представленные в парламенте, превратились в элемент политического режима и не являются противовесом корпоративным группам правящей элиты. Словом, предстоит еще немало сделать для того, чтобы демократия получила адекватное выражение в функционировании политической системы.

Литература:

1. Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира. В 2-х т. –

М.: Рипол Классик, 2004.

2. Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2010.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:

Аспект Пресс, 2010.

4. Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. – СПб.: Питер, 2007.

5. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. – М.: Б.и.,

1992. Ч. I. Гл. II – IV. Ч. II. Гл. I.

6. Фурман Д. Движение по спирали. Политическая система

России в ряду других систем. – М.: Весь Мир, 2010.

7. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8. Фарукшин М.X. Политическая система общества.// URL:

http://www.politnauka.org/library/teoria/farukshin.php

9. http://tarefer.ru/works/66/100162/index.html

10. http://www.ido.rudn.ru/ffec/polit/p6.html

11. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6488

12. http://otherreferats.allbest.ru/law/00133281_0.html

Наши рекомендации