Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации

Эта проблема в политической науке решается неоднозначно. Остановимся на одном из общепризнанных подходов, автором которого является Ч. Линдблом. Он рассматривает два метода принятия решений: рационально-универсальный (“корневой”) и последовательных, ограниченных сравнений (“метод ветвей”).

При первом методе выстраиваются в ряд все “ценности” или “приоритеты”, имеющие значение для достижения данной цели, вырабатывается несколько возможных альтернативных путей се реализации, и выбирается оптимальный. Этот метод рационален, ибо альтернативы [c.846] и ценности сравниваются, а оптимальный вариант логически обосновывается, и универсален, так как учитываются все возможные варианты и ценности. Он требует максимальной объективности и беспристрастности на основе систематически получаемой информации. Этот метод очень популярен среди граждан, оппозиционно настроенных в отношении правительства. Но он трудно применим в обстановке, требующей оперативного принятия решения. Кроме того его использование наталкивается на ряд трудностей, связанных с полнотой учета факторов, сознательным выбором одной из возможных альтернатив, расчетом и минимизацией издержек, осуществлением подхода по схеме “цель-средство”. Главный же аргумент критикующих данный метод состоит в сложностях идентификации той или иной проблемы.

“Метод ветвей” (инкрементальный подход – постепенное приращивание путем добавления малых величин) наиболее распространен как метод последовательных, ограниченных сравнений. Субъекты управления прагматически отбирают среди находящихся “под рукой” наиболее приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.

Широкое распространение получил смешанно-сканирующий метод принятия решений, обеспечивающий масштабный, фундаментальный процесс принятия решений и их последующую разработку. Он сочетает рациональный подход к одним элементам проблемы и поступательный, менее детализированный анализ к другим. Этот метод соединяет достоинства двух вышеназванных методов, позволяет адаптироваться к быстроменяющейся ситуации.

Создание механизма реализации решения. Итак, решение принято. Политическая практика показывает, что самые блестящие решения остаются только документальными памятниками, если отсутствует механизм их исполнения.

В разных ситуациях эти механизмы могут быть различными, но есть элементы, которые необходимы для каждого механизма реализации политического решения. Прежде всего, это персональная ответственность людей за выполнение данного решения, это точно обозначенные [c.847] источники финансового, материального и т.п. обеспечения выполнения решения, это координация работы механизма реализации данного решения с работой других механизмов политической структуры, это постоянный контроль за ходом выполнения политического решения.

Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки – а значит достижения – желаемого политического результата. Но этого не всегда бывает достаточно. Для достижения желаемого результата в политике, принимающий решение обязательно включает в работу – параллельно с алгоритмом и на той же третьей фазе процесса – еще одну политологическую технологию, которая носит название, говорящее само за себя: информационно-аналитическая база поддержки принятия политического решения.

Названная политологическая технология включает в себя такие элементы:

• Оценка уровня информированности участников политических событий о проблемной ситуации, учет этого уровня при оценке их силы влияния на принятие возможного решения.

• Систематизация политических событий с учетом их соответствия уровню активности различных участников политических событий.

• Оценка степени политической активности участников политических событий в их отношениях к принимаемому решению (по известной схеме: высказывания -намерения – действия – насилие).

• Политический мониторинг – отслеживание и раннее предупреждение наиболее нежелательных действий со стороны каких-либо участников политических событий по готовящемуся решению.

• Процедура (по особой технологии) противодействия оппозиционным силам при принятии и реализации политического решения.

• Выявление иерархии действий (и в поддержку и в сопротивление) участников политических событий по поводу принятия политического решения (по схеме: главное – необходимое – второстепенное). [c.848]

• Политический контент-анализ позиций сторонников и противников решения с применением политологической технологии “восемь колес”.

• Экспертная оценка для анализа проблемной ситуации и выбора альтернатив принимаемого решения.

• Прогнозирование возможной судьбы готовящегося политического решения и конечных результатов его реализации.

• Глубокая качественная проработка всех элементов алгоритма принятия политического решения.

Рассмотрим в качестве примера выработку решения общественно-политического объединения об участии в избирательной кампании. Соблюдая концепцию и технологию формирования такого документа, целесообразно отразить в нем: ориентацию на определенные круги электората (социальные слои, группы, их региональную принадлежность; социальные ожидания и политические предпочтения); выдвижение политической программы, предвыборных лозунгов как идейно-политической основы партии, движения; совокупность организационно-политических и идеологических акций по развертыванию борьбы за голоса избирателей (создание избирательного штаба, аналитической группы, групп поддержки, экспертов-социологов, агитколлективов, организаторов политической рекламы; всю цепь выдвижения, поддержки и регистрации кандидатов в депутаты, их встреч с избирателями, пропагандистско-агитационных массовых мероприятий; осуществление политического мониторинга и др.); меры по осуществлению связи с средствами массовой информации и общественностью (“паблик рилейшнз”).

В заключение следует отметить, что все важнейшие политические решения призваны ответить на вопросы:

• Какой вид политической структуры является наилучшим?

• Кто обладает наилучшей подготовкой для управления страной?

• Какую политику следует избрать правительству в качестве наилучшей?

Ответы на эти вопросы могут быть найдены на разных уровнях абстракции. Более конкретные уровни иногда определяют как область прикладной политики. Оптимальные политические решения не обязательно [c.849] “самые лучшие”, они представляют собой наилучшие из возможных решений при данных обстоятельствах.

Характер индивида определяется его оценкой окружающего мира и своего положения в нем. С точки зрения абстрактного мышления оценки будут одинаковыми независимо от того, оцениваются ли альтернативные политические системы в сфере теории политической философии или принимается оптимальное политическое решение в конкретной ситуации.

Некоторые принципиальные виды оценок, определяющих решения, приводятся Р.Далем:

• Выбор решения зависит от того, существует ли выбор политических курсов. Если возможен лишь один политический курс, невозможно принять решение.

• Характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов.

• В сомнительной ситуации выбор решения зависит от предположения относительно возможности достижения определенных результатов.

• В сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от психологической подготовки к риску, учета фактора неопределенности, спекуляций (1).

Наши рекомендации