СССР/Россия и палестинская проблема: история вопроса

В начале 1947 г., когда из-за действий еврейских военизированных организаций система безопасности в Палестине, находившейся под английским мандатным управлением, перестала действовать, вопрос о будущем региона был передан Великобританией на рассмотрение ООН. Руководство СССР учитывало, что англичане постараются сохранить влияние в Палестине, используя своих арабских союзников, в первую очередь Трансиорданию, и поэтому поддержало создание независимого еврейского государства. Постоянный представитель СССР при ООН Андрей Громыко, выступая 26 ноября 1947 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, заявил: «Решение вопроса о Палестине на основе разделения ее на два самостоятельных государства будет иметь большое историческое значение, так как такое решение будет идти навстречу законным требованиям еврейского народа, сотни тысяч представителей которого, как вы знаете, все еще являются бездомными, не имеющими своих очагов, нашедшими лишь временный приют в специальных лагерях на территории некоторых западноевропейских государств» [2]. 29 ноября 1947 г. СССР голосовал за резолюцию №181 (II) о разделе Палестины на два независимых государства – еврейское и арабское, а в мае 1948 г., после провозглашения Государства Израиль, первым де-юре признал его независимость и установил с ним дипломатические отношения. Советская поддержка сионистов не ограничилась дипломатической активностью на международной арене: в ходе первой арабо-израильской войны 1948–1949 гг. СССР с помощью Чехословакии поставлял Израилю оружие.

Однако, как отмечает отечественный исследователь И.Д. Звягельская, «несмотря на это, советско-израильские отношения не имели перспектив и были тактическими и временными», так как «Израиль очень скоро стал восприниматься советскими руководителями как внутриполитический фактор» [3]. СССР не согласился на просьбу Израиля разрешить массовую репатриацию советских евреев, так как считалось, что граждане социалистического государства в принципе не могут иметь желания покинуть свою страну. В начале 1950-х гг. кампания по борьбе с космополитизмом и «дело врачей», от которых пострадали евреи, еще более усилили неприязнь между СССР и Израилем. Влияние на развитие советско-израильских отношений оказали и изменения в ближневосточном регионе. После победы в первой арабо-израильской войне Израиль оказался в окружении враждебных арабских государств, настроенных на реванш, и Тель-Авиву понадобился сильный зарубежный союзник, каким стали США. Сближение с Западом объяснялось демократическими взглядами израильского руководства и его стремлением придерживаться капиталистических принципов в экономике, несмотря на эгалитаристские тенденции. Между тем в 1950-е годы в арабском мире набирали силу идеи социализма, соседние с Израилем Египет и Сирия стали ориентироваться на СССР, в 1958 г. в Ираке была свергнута хашимитская династия, а король Иордании в 1956–1958 гг. с трудом смог удержать власть. Стремясь освободиться от влияния бывших колонизаторов, арабские страны установили тесные военно-политические отношения с СССР, который был не прочь поддержать «дружественные, антиимпериалистические страны». Таким образом, Ближний Восток стал ареной холодной войны, а Израиль и его главные противники, Египет и Сирия, оказались в лагерях двух противоборствовавших сверхдержав.

В ходе Суэцкой войны 1956 г., начатой Великобританией, Францией и Израилем, СССР поддержал Египет. Москва спасла его от полного поражения, в ультимативной форме потребовав от тройственной коалиции прекратить военные действия. Второй раз Советскому Союзу пришлось серьезно вмешаться в арабо-израильский конфликт во время Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль начал превентивные действия против Египта, Сирии и Иордании и захватил принадлежавший последней Западный берег реки Иордан с Восточным Иерусалимом, египетские сектор Газа и Синайский полуостров и сирийские Голанские высоты. Хотя СССР находился на стороне своих арабских союзников, тогдашнее руководство страны (как, впрочем, и власти США) старалось удержать Израиль и арабские государства от начала войны, а в ходе нее стремилось не допустить разрастания конфликта и втягивания в него сверхдержав. Конфликт рассматривался советским руководством не как военно-политическое противостояние этносов, претендующих на одни и те же территории, а через призму идеологии. «Главное состоит в том, что международный империализм, и в первую очередь империализм США, испытывая все большую изоляцию в мире, решил, используя правящие круги Израиля, попытаться подавить национально-освободительное движение арабских народов, свергнуть прогрессивные режимы в ОАР, Сирии и других передовых арабских государствах, утвердить в этом районе неоколониалистские порядки», – говорилось в одном из документов советского МИДа [4]. 10 июня 1967 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Однако советская политика в те годы отличалась определенным реализмом, выражавшимся в стремлении не дать арабским странам втянуть СССР в конфликт, что грозило открытым противостоянием с США. По воспоминаниям арабиста и дипломата Е.Д. Пырлина, при работе над различными советско-арабскими совместными документами СССР старался смягчить экстремистские, нереалистичные взгляды некоторых арабских представителей. Как пишет Пырлин, «советская сторона никогда не соглашалась с формулировкой о необходимости «народной войны» (против Израиля) за «освобождение всей территории Палестины», к чему призывали, например, левые баасисты Сирии» [5].

После Шестидневной войны Москва, в ответ на требования своих арабских союзников, направила в Египет и Сирию технику, оружие и военных советников. Несмотря на переориентацию Каира в 1972 г. на США СССР оказал дипломатическую и военную помощь Египту в ходе Октябрьской войны 1973 г. Москва и Вашингтон стали инициаторами созыва 21 декабря 1973 г. Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку. Однако успешное посредничество США, приведшее к заключению 26 марта 1979 г. между Израилем и Египтом сепаратного Кемп-Дэвидского мирного договора, показало, что Вашингтону удалось отодвинуть СССР от процесса мирного урегулирования.

С 1970-х годов среди партнеров СССР в регионе все более важное место стала занимать сила, представлявшая палестинский народ, – Организация освобождения Палестины (ООП), и в первую очередь входящее в нее Движение за освобождение Палестины (ФАТХ), лидер которого, Ясир Арафат, в 1969 г. возглавил ООП. Это было связано с ростом палестинского самосознания и самостоятельности в решении конфликта на фоне поражений арабских армий в войнах с Израилем. В феврале 1970 г. делегация ООП посетила СССР по приглашению Комитета солидарности стран Азии и Африки. Развитию советско-палестинских отношений способствовал все более реалистичный подход ООП к Израилю. На XII сессии Национального собрания Палестины 1–9 июня 1974 г. была принята поэтапная программа «становления национальной власти» на любой части палестинской территории, которая будет освобождена от израильской оккупации. Этот документ говорил о смягчении палестинской позиции, готовности к поэтапному урегулированию проблемы. Он стал первым шагом на пути к переговорам с Израилем. В том же году были установлены официальные двусторонние отношения между СССР и ООП, а в Москве было открыто представительство организации (в 1990 г. преобразованное в посольство Государства Палестина). СССР на международных встречах и в различных документах подчеркивал право палестинского народа на самоопределение – например, в связи с Женевской мирной конференцией по Ближнему Востоку в октябре 1977 г., а также в плане генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева от 15 сентября 1982 г. по урегулированию ближневосточной проблемы. В январе 1983 г. этот план был представлен в ООН от имени государств – участников Варшавского договора. Он состоял из шести пунктов и предусматривал: «полный вывод израильских войск со всех оккупированных с 1967 года арабских территорий, в том числе из восточной части Иерусалима; признание законных прав арабского народа Палестины, включая его право на создание собственного независимого государства; обеспечение права всех государств этого района на безопасное и независимое существование и развитие; прекращение состояния войны и установление мира между арабскими государствами и Израилем; разработку и принятие международных гарантий мирного урегулирования» [6].

Влияние Москвы в этом регионе стало уменьшаться еще в конце 1980-х годов в связи с курсом на прекращение конфронтации с Западом, который проводили генеральный секретарь М.С. Горбачев и глава МИДа Э.А. Шеварднадзе. Ближневосточное направление перестало быть приоритетным – как по причине нехватки ресурсов для продолжения прежней политики, так и из-за нежелания осложнять отношения с США. Новых подходов к разрешению ситуации советской стороной выработано не было. СССР стал менее жестко отстаивать интересы ООП (как легитимной стороны конфликта) на международной арене. Показателем снижения активности отечественной дипломатии может служить то, что за 1985–1991 гг. Горбачев только один раз встречался с Арафатом, да и то мимоходом, на праздновании 40-летия ГДР [7].

Тем не менее прекращение холодной войны имело и положительное влияние на палестино-израильский конфликт, который перестал быть ареной соперничества двух сверхдержав. В октябре 1991 г. между СССР и Израилем были восстановлены дипломатические отношения. К концу 1980-х годов позиция палестинцев эволюционировала от непризнания права Израиля на существование к готовности вести с ним диалог с целью образования независимого палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа. 15 ноября 1988 г. на XIX чрезвычайной сессии Национального собрания Палестины в Алжире было принято Политическое заявление, в котором говорилось о признании ООП резолюции № 242 от 22 ноября 1967 г., призывавшей Израиль к уходу с оккупированных территорий. На сессии была также принята Декларация независимости, в которой излагались основные принципы создания арабского палестинского государства и отмечалось, что Иерусалим является его столицей. В свою очередь, Израиль в ходе палестинского восстания (интифады) на оккупированных территориях в 1987–1993 гг. осознал невозможность полного контроля над ними и согласился на переговоры с палестинцами.

СССР, правильно оценив изменения в позициях палестинцев и израильтян, выступил с инициативой проведения международной мирной конференции, посвященной ближневосточному урегулированию, с участием не только двух главных сторон конфликта, но и арабских государств. Такая конференция прошла в Мадриде 30 октября – 3 ноября 1991 г. под председательством СССР и США. Внутриполитическая ситуация в Советском Союзе уже не позволяла ему в полной мере реализовать свой потенциал коспонсора процесса мирного урегулирования. На Московской организационной встрече в январе 1992 г. многосторонние переговоры велись в формате пяти рабочих групп, которые обсуждали вопросы обеспечения безопасности, региональное экономическое развитие, проблемы палестинских беженцев, распределения водных ресурсов и окружающей среды. Палестинцы участвовали в переговорах в составе совместной делегации с Иорданией, так как ООП считалась в Израиле террористической организацией и переговоры с ней были запрещены.

В начале 1990-х годов ООП переориентировалась на США и европейские государства. Их посредничество и влияние на палестинцев и израильтян сыграло решающую роль в подписании 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне представителями палестинской и израильской сторон «Декларации о принципах организации временного самоуправления», предусматривавшей образование на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа палестинской автономии и поэтапное урегулирование конфликта к 1999 г. Этому предшествовали секретные переговоры палестинской и израильской делегаций в Норвегии. Хотя подписание дальнейших палестино-израильских соглашений о постепенном выводе израильских войск с оккупированных территорий и передаче этих территорий под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) проходило в присутствии официального представителя России, основная заслуга в сближении позиций палестинцев и израильтян принадлежала США.

Во второй половине 1990-х годов ход мирного процесса замедлился. В израильском обществе стало преобладать разочарование переговорами и уступками палестинцам. В мае 1996 г. к власти пришел правый блок «Ликуд» во главе с Биньямином Нетаньяху, настроенный на прекращение переговоров и выступавший против образования палестинского государства. Помощь палестинцам оказали США, подтолкнувшие израильское правительство к продолжению переговоров и заключению дальнейших соглашений о выводе войск с оккупированных территорий.

С назначением Е.М. Примакова в январе 1996 г. на пост министра иностранных дел посреднические усилия России активизировались. В марте 1996 г. президент РФ Б. Ельцин на международной встрече в египетском Шарм аль-Шейхе предложил провести новый раунд Мадридской конференции. Во время своих турне по ближневосточному региону в 1996 и 1997 г. Примаков выдвинул план выхода из кризиса, предусматривавший прекращение насилия, возобновление мирных переговоров на основе принципа «мир в обмен на землю» и создание региональной системы безопасности на Ближнем Востоке с участием всех государств. Он подчеркивал, что Москва намерена играть более значимую роль в ближневосточном процессе, но не для вытеснения США, а чтобы в полной мере соответствовать своему статусу коспонсора. Израиль, признавая роль России в многосторонних переговорах, выступал против ее участия в двусторонних палестино-израильских контактах, где главным посредником были США [8].

Возобновились визиты в Россию Арафата (февраль 1997 г., октябрь 1998 г., август 2000 г.). Это свидетельствовало о желании руководства автономии видеть Москву в качестве влиятельного коспонсора, который мог бы заставить Израиль прекратить строительство новых поселений на оккупированных палестинских территориях и выполнить условия соглашений о поэтапном выводе войск. Были созданы российско-палестинский и российско-израильский рабочие комитеты по Ближнему Востоку, возглавляемые заместителями министра иностранных дел. Эти комитеты в 1996–1999 гг. провели пять заседаний.

Очередные попытки палестинцев и израильтян найти компромисс на переговорах в американском Кемп-Дэвиде в сентябре 2000 г. и в египетском Табе в январе 2001 г. не увенчались успехом. Кроме разногласий относительно еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев, стороны не смогли договориться по вопросу о принадлежности Восточного Иерусалима. Неспособность политиков решить эти проблемы и разочарование палестинцев в мирном процессе привели к началу второго палестинского восстания (интифады аль-Акса) в сентябре 2000 г. Оно приобрело сильную религиозную окраску в связи с активным участием в ней палестинских исламистских организаций и ростом влияния политического ислама вообще.

Россия, в числе других стран, старалась добиться нормализации обстановки в Палестине. Этому были посвящены переговоры Арафата с президентом РФ В.В. Путиным в Москве 24 ноября 2000 г. Однако глава ПНА уже не контролировал восстание, в которое активно включились радикальные палестинские группировки – как исламистские (ХАМАС, «Исламский джихад»), так и входящие в ООП. В начале февраля 2001 г. пост премьер-министра Израиля занял Ариэль Шарон, настроенный против уступок палестинцам и выступавший за обеспечение безопасности Израиля жесткими силовыми методами.

Чтобы добиться возвращения сторон за стол переговоров, в мае 2002 г. был создан «квартет» международных посредников в составе США, России, ЕС и ООН. Члены «квартета» 30 апреля 2003 г. выдвинули свой план урегулирования – «Дорожную карту», которая предусматривала отказ сторон от насилия, продолжение переговоров и окончательное определение статуса Палестины в 2005 г. По инициативе России «Дорожная карта» была поддержана СБ ООН, принявшим соответствующую резолюцию. Палестинцы и израильтяне, одобрившие «Дорожную карту», не выполнили ее требования. Израиль в декабре 2003 г. с целью обеспечения своей безопасности выбрал вариант одностороннего территориального размежевания с палестинцами и прекращения переговоров. Строительство разделительной стены, которая фактически включает в состав Израиля часть палестинской территории на Западном берегу реки Иордан и весь Иерусалим, было осуждено Россией и международным сообществом.

Наши рекомендации