Экономическое учение Н. Г. Чернышевского

Семинарское занятие: “Русская экономическая мысль XVIII-XIX веков”.

Экономическое учение Н. Г. Чернышевского

Твердый и последовательный революционер-социалист, выдающийся ученый, блестящий литератор, идейный вождь революционно- демократического движения в России, он создал оригинальное экономическое учение, ставшее высшим достижением экономической мысли домарксового периода. Главные свои произведения он написал в период подготовки и проведения в жизнь так называемой реформы 1861 г., когда в России ускоренно стал развиваться капитализм и изменялись устои экономической жизни. В то время борьбу за полное удовлетворение требований крестьянства и трудящихся масс возглавили революционеры из разночинцев, которые повели решительную борьбу с самодержавием. Их вождем стал Н. Г. Чернышевский.

На Западе к тому времени появились первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Хотя в России они были мало кому известны, но тем не менее они могли оказать определенное влияние на Чернышевского.

Главным же источником его экономического учения была сама крепостническая действительность России. Исследуя и обобщая ее, он прокладывал самостоятельный путь в экономической науке. B.

И. Ленин отметил, что по сравнению с Герценом «Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы»67. В борьбе за обновление России Чернышевский был сторонником революционных действий народа против угнетателей, за самые глубокие политические, юридические и экономические преобразования, предоставляющие наибольшие свободы и выгоды народным массам. Он заслуженно снискал славу великого революционного демократа.

Критика крепостничества. Большинство произведений Н. Г. Чернышевского содержат критику крепостнической системы. Среди них можно выделить такие, как «О земле как элементе богатства» (1854), «О новых условиях сельского быта» (1857), «Леность грубого простонародья» (1857), «О поземельной собственности», (1857), «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (1861), «Письма без адреса» (1861) и др. В этих произведениях Чернышевский, как никто до него в России, всесторонне и глубоко вскрыл основы феодально-крепостнической системы хозяйства и порожденные ею антагонизмы классовых отношений, кризис этой системы и объективную необходимость ее гибели. Суть крепостнической системы он определил как отношения помещиков и крестьян, при которых помещик, будучи собственником земли, осуществляет также внеэкономическое принуждение «поселенных на этой земле крестьян к земледельческой работе в личную его пользу».

Чернышевский мастерски показал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда: барщину — прямое присвоение прибавочного труда; натуральный оброк — присвоение прибавочного продукта; денежный оброк — присвоение прибавочного продукта в денежной форме. Ко всем явлениям крепостничества он подходил с позиции крестьянства и доказывал, что, поскольку у крестьянина как производителя отнимается труд и продукт его труда, крепостничество не может заинтересовать его з своем производстве и стало тормозом прогресса в земледелии. Этим объяснял Чернышевский примитивность и рутинность технической базы хозяйства, крайне низкую производительность подневольного труда крепостных крестьян. В отличие от капиталиста, который основывает свое хозяйство на вольнонаемном труде и производит авансирование капитала, крепостник-помещик ничего не авансирует, а получает свой доход путем внеэкономического принуждения. Такая примитивность крепостнической формы эксплуатации также противостоит экономическому развитию. Хотя крепостничество Чернышевский в основном подвергал критике с точки зрения соответствия его разуму и видел причины возникновения его за пределами непосредственно материального производства, тем не менее он понимал, что крепостничество не искусственно привнесенная, а естественно возникшая система, даже если она не соответствует «здравым экономическим понятиям».

Его критика имела революционное содержание и воплотилась в развернутую программу крестьянской демократической революции.

Экономическая программа крестьянской революции. Либералы, крепостники и правительство выдвигали разные проекты аграрных преобразований в России. Но все они исходили из необходимости сохранения помещичьей собственности и власти, различаясь мегс- ду собой «мерой уступок». В лучшем случае претворение их обеспечивало капиталистическое развитие России по «юнкерскому пути». Н. Г. Чернышевский с позиций крестьянства разоблачал по- мещичье-буржуазный либерализм и антинародную сущность правительственной политики по крестьянскому вопросу. Он выступил против реформы 1861 г., считал ее грабительской и половинчатой, направленной на приспособление крепостничества к новым экономическим условиям, связанным с развитием товарно-денежных отношений. Его программа исходила из необходимости полной ликвидации крепостничества, предоставления личной свободы кре стьянству, уничтожения помещичьего землевладения и передачи всей земли крестьянству без выкупа. Эта программа содержала также требование «свержения всех старых властей» самодержавного строя и установления в России демократической республики, способной ликвидировать экономическую отсталость России и подготовить условия осуществления социализма. Чернышевский мечтал о победе социализма в России, но объективно его путь преобразований обеспечил бы на практике революционную ликвидацию феодального общества и утверждение буржуазной демократии.

Тем не менее программа Чернышевского принципиально отличалась и от прежних программ дворянских революционеров. Если дворянские революционеры критиковали крепостничество исходя лишь из экономической его невыгодности и их практические меры были направлены к тому, чтобы превратить помещиков в капиталистов, а крестьян — в свободных мелких товаропроизводителей, то революционно-демократическая программа Чернышевского предполагала полную ликвидацию эксплуатации и эксплуататорских классов и создание в будущем строя ассоциированных производителей. В результате крестьянской революции, по мнению Чернышевского, в России должен утвердиться строй крестьянских производителей, система земледельческого производства с крестьянским хозяйством в основе. Эту форму производства он считал более эффективной по сравнению с крепостнической, поскольку она соединяет вместе все факторы производства и развивает заинтересованность производителя в своем труде. Но Чернышевский не идеализировал систему мелкого производства, он понимал, что в условиях товарно-денежных отношений эта система порождает имущественное неравенство, капиталистические отношения эксплуатации. Поэтому он не ограничивал крестьянскую революцию уничтожением крепостничества, а ставил также перед ней задачу не допустить развития капитализма. По его мнению, крестьянская революция должна использовать остатки общинного земледелия и на их основе создать товарищеское производство — главную форму производства при социализме. Он считал, что все земли должны находиться в государственной собственности при общинном владении землей. Это была идея национализации земли с ее коллективным владением. В силу исторических условий Н. Г. Чернышевский недооценивал развивающийся в России капитализм, отрицал необходимость его для возникновения социализма и разделял общинные иллюзии, характерные в то время для экономической мысли России. Однако, как ниже мы увидим, он не идеализировал общину и видел в ней одну из форм производства, характерную для старины, но которую можно и нужно использовать как переходную меру к социалистическим формам хозяйства. Революционно-демократическую программу Чернышевского можно рассматривать и как теоретический источник концепции о возможности некапиталистического пути развития при переходе отдельных стран к социализму.

Наши рекомендации