Раздел 1. Порядок избрания Президента Российской Федерации

Мировая практика знает три системы избрания Президента. Во-первых, это прямые выборы Президента, то есть избиратель голосует непосредственно за Президента. Избранный таким путем Президент получает свой мандат помимо парламента и поэтому от него независим (Франция, Россия, Мексика, Бразилия). Во-вторых, это косвенные выборы Президента. Избиратели голосуют за выборщиков, а те затем избирают Президента (США). В-третьих, многостепенные выборы (чаще всего двухстепенные). Глава государства получает мандат от парламента, его власть производна, и он может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Таким образом, воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональном представительном учреждении - парламенте.

Срок полномочий Президента Российской Федерации - четыре года. Этот срок сообразуется со сроком полномочий одной из палат Российского парламента - Государственной Думы. Вместе с тем следует отметить, что, согласно пункту 3 раздела второго Конституции Российской Федерации, «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом Российской Федерации - России, принятым 12 апреля 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями), со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на которой он был избран».

Избрание Президента Российской Федерации осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах Президента граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации).

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции Российской Федерации). Анализ данной нормы показывает, что конкретный гражданин может стать Президентом Российской Федерации и более двух сроков при наличии интервала между президентствами (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).

Новый Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 апреля 1995 г., подробно регламентирует процедуру избрания Президента Российской Федерации, приведенную в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации. Данный Закон принят также в соответствии с базовым избирательным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не должен ему противоречить.

Выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации не позднее, чем за четыре месяца до дня выборов, но так, чтобы этот день пришелся на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации. Если же Президент прекращает свои полномочия досрочно, то выборы назначаются через три месяца после досрочного прекращения полномочий Президента.

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют избирательные комиссии, полномочия которых в Законе рассмотрены достаточно подробно.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может избирательное объединение или блок, зарегистрированный в установленном порядке, а также инициативная группа граждан Российской Федерации не менее 100 человек. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей. Подписные листы представляются в Центральную Избирательную Комиссию Российской Федерации, которая в течение десяти дней должна проверить их соответствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

После регистрации кандидат в Президенты Российской Федерации может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 200 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату Центральной Избирательной Комиссией. Закон также содержит перечень организаций, со стороны которых не допускаются пожертвования в такие избирательные фонды: иностранные государства и граждане, международные организации, государственные органы, воинские части, благотворительные и религиозные организации.

В день голосования агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и прийти к избирательным урнам должно не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации и ни одни из них не был избран, Центральная Избирательная Комиссия назначает через 15 дней повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кандидат.

На тридцатый день со дня официального объявления Центральной Избирательной Комиссией о результатах выборов Президента Российской Федерации он вступает в свою должность.

Наши рекомендации